Необходимость упорядочивания и унификации системы местного самоуправления в субъектах федерации продиктована изменениями, которые Россия прошла с 90-х годов. Тогда суверенитета «набирали», сколько могли не только регионы, но и муниципалитеты страны.
Яркий пример подобного явления, столица Среднего Урала город Екатеринбург, в котором такое положение вещей привело к традиционным конфликтам между губернатором региона и мэром города, что снижало эффективность работы управленческой системы Свердловской области.
«С приходом Владимира Путина сформировался запрос на налаживание взаимодействия в единую систему, свести все ветви власти воедино, чтобы они были не конкурировали, а вместе решающие проблемы населения, в соответствии со своим функционалом, со своими нуждами», — указывает региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Челябинской области Андрей Лавров.
В этом смысле новая реформа местного самоуправления позволяет повысить эффективность взаимодействия между разными уровнями власти вместе с повышением общей эффективности управления и администрирования на местах. Не стоит забывать, что муниципальный уровень власти — самый близкий для населения и провалы на этом уровне администрирования чреваты усилением общего недовольства и другими субъектами управления. Новая система подразумевает и новые критерии ответственности властных лиц, что, по мнению экспертов, приведёт к ротациям в органах власти.
«У меня возникают ожидания, что начнут меняться и управленческие качества людей, которые идут во власть, их экспертность, потому что там, где есть прозрачность в действиях, персональная ответственность за принятие решений, — там и иная профессиональная подготовка, и другой уровень отношения к населению», — отмечает Наталья Балынская, член Общественной палаты Челябинской области.
Также стоит держать в голове, что нынешний виток реформы местного самоуправления, не первый и, по всей видимости, не последний. Каждый из них являлся достаточно важным элементом развития всей отечественной системы МСУ. Стоит отметить, что реформы постоянно решали вопрос усиления вовлечённости граждан России в моменты решения общих проблем и задач, стоящих перед государством.
«Постоянное реформирование с целью повышения эффективности и отсутствия «проволочек» может и должно обеспечить включенность жителя страны. Это в первую очередь даст уверенность ему в решении тех проблем, которые неизбежно возникают на жизненном пути», — подчёркивает Константин Кашин, преподаватель истории ЮУГИИ им. Чайковского.