Сергей Таскаев: «Факультеты лучше всего знают, что им нужно»

Декан физического факультета ЧелГУ о том, чего не хватает вузу

Сергей Таскаев – один из самых молодых и перспективных ученых Челябинска. В 30 лет  он стал деканом физического факультета ЧелГУ. В 2014 году защитил докторскую диссертацию "Фазовые диаграммы, магнитные, магнитокалорические и магнитомеханические свойства сплавов Гейслера". Именно под руководством Сергея Таскаева были выполнены мультиспектральные исследования фрагментов знаменитого Челябинского метеорита. Автор многих научных публикаций, в том числе в международных изданиях, член авторитетных научных организаций, имеет дипломы и медали за научные разработки свыше 15 международных и российских выставок, руководитель более 30 грантов на НИОКР различных организаций, в том числе трех грантов президента Российской Федерации для молодых ученых, обладатель патентов на  изобретения. 

Декан физического факультета ЧелГУ о том, чего не хватает вузу

Каким должен быть ведущий классический вуз региона? Чего не хватает сегодняшним студентам? И, наконец, как сделать так, чтобы система вузовской подготовки работала лучше, говорим с деканом физического факультета, профессором кафедры физики конденсированного состояния, доктором физико-математических наук Сергеем Таскаевым.  

- Сергей Валерьевич, вы учились в ЧелГУ. Как оцениваете свой уровень подготовки? 

- Будучи выпускником 11-го лицея, я по результатам всероссийской олимпиады по физике поступил в МФТИ. Тем не менее, предпочел остаться в Челябинске. Университетом тогда руководил В.Д.Батухтин. Годы спустя, работая с московскими коллегами, я понял, что наш уровень подготовки на тот момент ничуть не уступал столичному. Сейчас ситуация может быть иной, но виноват в этом не столько вуз, сколько система единого государственного экзамена. 

- В чем вы видите ее основные минусы?

- Она нацелена на натаскивание, решение угадаек. Мы в лицее занимались совсем другим – решением нестандартных задач. Учились думать головой. В ЕГЭ есть свои плюсы, но с сожалением приходится констатировать: уровень абитуриентов падает абсолютно по всем направлениям. 

- Тем важнее роль вуза, который должен компенсировать недостатки предвузовской подготовки. 

- Здесь тоже не все так просто. Если человек приходит с достаточными знаниями – это одна ситуация. И совсем другая, когда его надо подтянуть. Очень многое зависит от внутренней мотивации. Если она есть, человек будет заниматься, а если ее нет? У нас были отличники из Челябинска, скатившиеся к четвертому курсу до уровня троечников, несмотря на отличные стартовые позиции. Привыкнув, что все дается просто так, они растеряли весь свой потенциал. И в то же время были ребята из области, понимавшие, что им надо как-то карабкаться, подтягиваться. Получить образование, а не просто диплом. И они с уровня троечников выходили на великолепный результат.  

- Насколько сильна пассионарность в сегодняшних студентах?

- Она есть, но, увы, далеко не у всех. Половина студентов прогуливает лекции, причем по всем факультетам.

- А если администрировать? Карточки, турникеты, электронный дневник, как в школе.  

- Я на приемной комиссии абитуриентам и их родителям всегда говорю: «Высшее образование не обязательно. В университет вас за руку никто не ведет. Приходя к нам, вы приобретаете новую степень свободы». Классного руководителя у нас нет. Но успеваемость контролируется.  

- Не раз было говорено, что ЧелГУ – классический вуз. На ваш взгляд, удалось сохранить эту систему? 

- В полной мере, и это большое достижение. Физических факультетов в вузах Южного Урала несколько, но у нас самый крупный. А биологический факультет вообще единственный. Мы полностью закрываем потребности области в специалистах-биологах. Математический факультет крупнейший – кузница кадров для всех вузов. Историко-филологический один из лучших в России, там есть достижения мирового уровня, тот же самый Аркаим. Факультет лингвистики и перевода – созвездие выдающихся профессионалов, такому кадровому составу позавидует любой вуз РФ. Очень много вещей, которые в течение сорока лет шаг за шагом отрабатывались, и они никуда не делись.  

- Удается ли удерживать ценные кадры?

- Не всегда. Люди могут уходить, если их не слышат, если с ними не ведется диалог. А ведь университет – это, пожалуй, одна из самых демократичных организаций. Ни одно важное управленческое решение не должно приниматься кулуарно. Такая позиция во многом убивает мотивацию у профессорско-преподавательского состава. Горько признавать, но вот вам цифры: падение средств, выделенных по грантам на научные исследования, составило почти 40% за последние годы. Почему это произошло? Не чувствуя себя защищенными, ученые видят в грантах не столько возможности, сколько проблемы.

- На какие проблемы в управлении вузом, на ваш взгляд, стоило бы обратить внимание?

- Про диалог ректората с преподавателями я уже сказал. Никто лучше факультетов не знает, что им нужно. Нужны не амбициозные дорогостоящие проекты, а, в первую очередь, лекционные аудитории. Сейчас их катастрофически не хватает. У нас есть недостроенные корпуса – необходимо довести начатое до конца. Нам как воздух необходима экономическая модель работы вуза, которой сейчас нет. Она должна в полной мере учитывать интересы эффективно работающий факультетов, филиалов, любых подразделений. Только их сотрудники могут дать возможность руководству понять, как нужно развиваться и куда необходимо двигаться.

Сюжет:

Челябинский метеорит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру