«Заповеди советского права» Павла Крашенинникова – книга на стыке юриспруденции, истории, философии и литературы

Она будет интересна и студентам, и ученым, и просто любителям истории

Актовый зал ЮУрГУ сегодня был полон. Студенты - будущие юристы, историки, дипломаты – с неподдельным интересом слушали Павла Крашенинникова – председателя комитета ГосДумы по государственному строительству и законодательству, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ. А если отбросить все звания и регалии, Павел Владимирович – просто очень интересный и творческий человек, написавший не одну книгу о советском праве. В ЮУрГУ он презентовал свою последнюю по времени книгу – «Заповеди советского права». Она охватывает период с 1939 по 1961 год – от начала Второй Мировой Войны до выноса Сталина из мавзолея на Красной площади.

Она будет интересна и студентам, и ученым, и просто любителям истории
"Заповеди советского права" - третья книга из серии об истории права в нашей стране. Фото Юлии Боровиковой

В интервью корреспонденту «Московского Комсомольца» Павел Владимирович признался, что сначала хотел назвать книгу «Со страхом и трепетом». Эти слова Апостола Павла как нельзя лучше характеризуют сталинский период или, как мы привыкли его называть «культ личности». В итоге слова Апостола Павла стали эпиграфом. А книга охватила три временных отрезка: Вторую мировую войну, послевоенный и до смерти Сталина (1945-1953 годы), от смерти вождя и до выноса его тела из мавзолея на Красной Площади (1953-1961 годы).

- Третий период я тоже считаю сталинским, - объяснил свою точку зрения Павел Крашенинников студентам. – Поскольку со смертью коммунистического вождя сталинизм не закончился.

Одним из главных вопросов и на встрече с журналистами, и на лекции в ЮУрГУ стал вопрос об объективности книги. Павел Владимирович уверен в непредвзятости своего исследования.

- Историки в своих научных трудах опираются на предшественников, которые далеко не всегда могут похвастаться объективностью. А мы - правоведы, юристы - анализируем правовые документы, - объясняет он. – Именно этот анализ дает нам возможность увидеть историческую перспективу и движущие механизмы развития нашей страны вне идеологических шаблонов.

О количестве документов, на которые опирается этот научный труд, можно судить по сноскам – они есть почти на каждой странице, и в немалом количестве. Но, как и всякий перфекционист, Павел Крашенинников не до конца удовлетворен результатом: «Следует с сожалением отметить, что полноценный, окончательный анализ этого периода пока еще невозможен в силу сохраняющейся засекреченности ряда индивидуальных и даже нормативных актов», - пишет он в предисловии.

Книга Павла Крашенинникова удивительная тем, что наряду с педантической точностью, присущей всякому научному исследованию, она сочетает в себе элементы художественной прозы. Право для Крашенинникова – не просто свод законов, а неотъемлемый элемент истории и культуры. В книге он выступает не только юристом, историком, исследователем, но и, несомненно, философом.

- Меня увлек вопрос, которым после второй мировой войны задавались и государственные лидеры: а есть ли ген нацизма? – рассказал Павел Крашенинников на встрече с журналистами по поводу презентации книги. – Я проанализировал документы, данные судебных медицинских экспертиз, психиатрические исследования. Оказалось, никакого гена нацизма нет. Просто люди, попав под влияние идей и обстоятельств, начинают совершать злодеяния.

Председатель челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Еремин отметил, что среди большого количества блестящих юристов и знатоков истории права Павел Крашенинников уникален, поскольку обладает не только писательским талантом, но и обширным культурным бэкграундом. История права осмысляется им через призму русскоязычной поэзии от Василия Жкуковского до Бродского, Кима и Шахрина. Крылатая фраза из песни последнего «Я думал, будет хорошо, а вышло не очень» предваряет … статью о хрущевской оттепели!

В «Заповедях советского права» два крупных раздела. Первый, «Советский Союз на пике своего могущества», рассматривает разные исторические периоды. Довоенный(«Предчувствие неминуемой войны», «Мобилизационное право»), военный («Когда грохочет оружие, закон молчит»), послевоенный («Право победы») и хрущевсткую оттепель. В отдельную главу вынесены персоналии – виднейшие судьи и прокуроры того времени, от росчерка пера которых зависели миллионы судеб советских людей: Вышинский, Руденко, Венедиктов и многие другие. Вообще упоминаний исторических личностей в книге несколько сотен, и все они заботливо вынесены в именной указатель в конце книги.

Второй раздел «Модернизация советского права» посвящен различным отраслям судебной и првовой системы – гражданское, колхозное, трудовой, семейное и жилищное право.

- История права имеет удивительную цикличность, - заключает Павел Крашенинников. – Со многими просчетами, корни которых идут из рассматриваемого мною периода, нам приходится иметь дело сейчас. Как председатель думского Комитета по государственному строительству и законодательству, стараюсь внести свою лепту в то, чтобы их исправить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру