Переживет ли нас легенда? Какие угрозы нависают над знаменитой Игнатиевской пещерой

Игнатиевская пещера — уникальный памятник природы и культуры, расположенный на территории Челябинской области. Чтобы сохранить его для будущих поколений необходимо четко понимать все риски и масштаб проблем, нависших над ней. Об этом в нашем разговоре с одним из консультантов документального сериала «Пещера» старшим научным сотрудником Центра историко-культурных исследований «Астра» Валерием Андреевым.

Переживет ли нас легенда? Какие угрозы нависают над знаменитой Игнатиевской пещерой
Валерий Андреев. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Человек разрушающий

— Проводится ли сегодня мониторинг Игнатиевской пещеры? Дается ли оценка состоянию уникальных рисунков, культурного слоя?

— По законодательству Российской Федерации в области охраны культурного наследия полагается проводить мониторинг раз в пять лет. Поскольку ситуация с Игнатиевской пещерой довольно нестандартная, сложная, проблемная, то мониторинг там проводится чаще — это чуть ли не ежегодная работа, которую делает Государственный комитет по охране культурного наследия Челябинской области.

Практически с момента открытия палеолитической живописи в пещере в 1980-м году мониторинги проводились собственно в ходе плановых исследований. За продолжительный период времени — с 80-х годов прошлого века до современности — накопилось достаточно много сведений о сохранности Игнатиевской пещеры и факторах риска, которые здесь существуют. Лично я участвовал в мониторинге этого памятника с 2015-го по 2017-й годы, тогда мы привлекали к этому московского специалиста Владислава Житенева, который выделял ряд факторов сохранности пещеры.

— Что это за факторы?

— Самый простой и самый банальный фактор — это загрязнение бытовыми отходами Игнатиевской пещеры, который связан с посещением ее туристами. Сейчас пещера закрыта для посещения, поэтому влияние данного фактора снизилось. Тут я отмечу, что закрытие пещеры для массового посещения нивелировало большинство факторов, кроме естественного фактора нарушения микроклиматической составляющей. Но до закрытия мусор, который заносили люди в пещеру (причем в большом количестве), нес для памятника серьезную угрозу. К сожалению, туристы у нас не обладают большой сознательностью и грамотностью.

Второй фактор — это наличие большого количества современных так называемых граффити, надписей, которые туристы оставляли на стенах Игнатиевской пещеры. Причем начали оставлять их довольно давно, надписи датируются разным временем. Эта ситуация характерна практически для любых туристических объектов скального типа. «Здесь бы Вася в таком-то году» и тому подобное — очень распространенное явление не только для пещер, но и других памятников. И эта большая проблема, потому что она напрямую связана с сохранностью рисунков, ведь эти современные граффити в ряде случаев просто перекрывают древние изображения. А еще кроме надписей современные люди подчас оставляют на стенах пещеры нацарапанные элементы, что тоже наносит серьезный ущерб памятнику.

Еще в Игнатиевской пещере присутствует фактор микробиологического загрязнения. Он также связан с динамикой присутствия человека на территории пещеры. Например, люди заносят туда разного рода биологические отходы. Нами однажды был зафиксирован интересный случай в 2016 году. Конфетка-леденец лежала в полости Игнатиевской пещеры, и под ней образовалось огромное пятно белой плесени, видны были стёки этой плесени. Интересно предположение, почему эта конфетка вообще там появилась. Очень вероятно, связано это с современной мифологией Игнатиевской пещеры, а конкретно с сакрализацией в традиционном конфессиональном контексте в связи со старцем Игнатием. Из-за этого в Дальнем зале, где расположен кальцитовый натек, напоминающий образ женщины с младенцем, появился импровизированный алтарь. Некоторыми людьми он воспринимается как святыня, и когда в пещеру был неконтролируемый доступ, туда приносили разные подношения.

Открытый огонь, который использовался в пещере в виде свечей, факелов, также является фактором, влияющим на сохранность данного памятника.

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

— А плесень, о которой вы говорили, опасна же не только для самого памятника, но и для людей?

— Конечно, эти патогенные грибы, которые вырастают на занесенном в пещеру биологическом материале, вполне опасны для здоровья человека.

— Вы много говорили о влиянии туристов на сохранность памятника, а ведь еще есть такое явление, как «черные копатели». Нанесли ли они удар по Игнатиевской пещере?

— Это относится к факторам разрушения культурного слоя. В Игнатиевской пещере этот фактор присутствует, причем в большом количестве. Но насколько он связан именно с практикой кладоискательства или же это практика спелеолюбительского поиска, сказать сложно.

В некоторых случаях мы видим конкретно «закапушки». Но так как это памятник палеолита, искать там с помощью металлоискателя, по сути, не имеет смысла. Хотя мы знаем, что легенды о кладах в пещерах является распространенным архетипом, в том числе и на Урале, так что эти нарушения культурного слоя могут быть связаны именно с этим.

В других случаях мы фиксируем явно попытки расчистки разных спелеоэлементов пещеры. Это, конечно, тоже приводит к нарушениям слоя.

Природный риск

— Вы говорили еще о факторе, который зависит не от человека…

— Следующий фактор важный, но действительно в меньшей степени зависящий от посещения пещеры человеком — риск микроклиматического нарушения пещеры. При этом он один из самых опасных для рисунков. Это отчасти связано с самой морфологией пещеры. Дело в том, что Дальний зал Игнатиевской пещеры имеет соединение с дневной поверхностью через трещину, который называется каменный лаз. Эта трещина забита рыхлыми отложениями.

Между полостью пещеры и дневной поверхностью порядка 25-30 метров, а вот рыхлые отложения, как рассчитали еще в 90-е годы, имеют глубину всего около 7 метров, что очень мало. Есть вероятность, что эти рыхлые отложения сформировались еще во время нанесения древних рисунков. То есть закрытость этого лаза отложениями способствовала появлению особой микроклиматической среды. Если этот лаз полностью откроется, мы получим полное изменение микроклимата пещеры, что может привести к достаточно быстрой утрате всех рисунков.

— Насколько велик риск этого «вскрытия»?

— Он серьезен. В Дальнем зале присутствует, так называемый конус осыпи этих рыхлых отложений, он перекрывает старые отложения и деревянные конструкции, видимо, созданные здесь в XIX веке и связанные с фигурой старца Игнатия. В 80-е годы прошлого века эти конструкции еще фиксировались, были заметны они и в 2016 году, а сейчас есть данные, что они уже оказались полностью перекрытыми. Таким образом, конус динамичен, он меняется, поэтому необходим его мониторинг. Насколько сейчас этот лаз забит рыхлыми отложениями, большой вопрос.

И хотя это фактор естественный, косвенным образом он с человеком все же связан. Если вдруг по какой-то причине начнется хозяйственная деятельность на дневной поверхности над пещерой, она будет способствовать тому, что лаз откроется. Надеемся, что этого не произойдет, потому что есть утвержденные границы территории памятника, в которых запрещена любая хозяйственная деятельность.

Нужен заповедный режим

— Рано или поздно, скорее всего, будет принято решение об открытии Игнатиевской пещеры для посещения. Какие шаги, на ваш взгляд, должны предпринять власть, научное сообщество, чтобы сохранить этот уникальный памятник?

— На мой взгляд, самым главным, основным шагом должно являться создание отдельной структуры, единицы с заповедным режимом. То есть с отдельным финансированием, отдельным штатом, отдельным планом работ. Потому что Серпиевский госзаказник, входящий в состав ООПТ Челябинской области — это довольно большая территория с достаточно небольшим штатом сотрудников. И собственно историко-культурный профиль не является основным для госзаказника, для них главнее природоохранный режим. А для Игнатиевской пещеры в первую очередь необходим историко-культурный заповедный режим.

P.S.: Напомним, в настоящий момент команда медиахолдинга Гранада Пресс при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проводит съемки документального сериала «Пещера», посвященного Игнатиевской пещере. Премьера сериала состоится уже в этом году. Все серии будут доступны в социальных сетях. В частности, найти серии после их выкладки, а также все другие сюжеты, снятые при подготовке проекта, можно будет здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру