Взять силу животного
— Термин «звериный стиль» со школьной скамьи у всех у нас на слуху, но все же, что это такое, и насколько он распространен на Южном Урале?
— Это художественный стиль, в котором предметы изображали в форме каких-либо животных или их отдельных элементов — головы, клювов, когтей и прочих частей тела. Хотя звериный стиль характерен не только для бронзового века, но и для других эпох, он все же наиболее ярко проявился в скифо-сарматское время. В эту эпоху он распространен от Причерноморья до Южной Сибири, естественно, захватил и территорию Южного Урала. В экспозиции нашего музея также представлены предметы в зверином стиле. Их более десятка.
Интересно, что сначала звериный стиль встречался больше всего в изделиях, создаваемых для военного дела. Им украшались акинаки (от ред.: акинак — короткий полуметровый меч), конская упряжь, ножи и прочие предметы, которые использовались воинами. Не исключено, что это связано с тем, что люди верили — на обладателя предмета переходят некоторые характеристики изображенного на нем животного — хитрость, ловкость, сила…
Но звериный стиль появляется и на других предметах. Видим мы его в элементах одежды, в статусных предметах, изделиях, которые носили сакральный характер... Например, на территории Челябинской области в погребении сарматской жрицы была найдена гривна. Это женское украшение сделано из бронзы и обтянуто золотым листом. Концы ее стилизованы под кабанов.
— Вы поясните, что ученые называют в данном случае гривной, ибо часть обывателей вполне может решить, что речь идет о монете, которой расплачивались в кабаках?
— Нет, конечно (смеется). Гривна — это нашейное украшение. Кстати, вы ее можете увидеть своими глазами — гривна сарматской жрицы представлена в экспозиции Государственного исторического музея Южного Урала. Скорее всего, наличие этого предмета в погребении намекает нам на то, что похороненная женщина (а ей по оценкам ученых на момент смерти было ближе к 60 годам) имела достаточно высокий статус в своем племени.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/13/09/articlesImages/image/df/aa/cf/ef/ed30b66008eb21c5ee7740af5205903b.jpg)
Вещь непростого человека
— Но ведь кроме гривны в нашем музее есть еще один изумительный предмет, выполненный в зверином стиле… В нем «зашита» целая масса образов животных.
— Действительно, есть у нас уникальное изделие из кости, которое было раскопано в 1960 году в кургане у села Варна известным уральским археологом Владимиром Савельевичем Стоколосом. Он, кстати, на тот момент работал в краеведческом музее Челябинска.
Предмет этот имеет клыкообразную форму. Так как, судя по всему, он находился в жертвенном месте, часть его обгорела еще в те времена. Найден он был во фрагментах, поэтому прошел через несколько этапов реставрации в разное время. К сожалению, не во всем реставрация была выполнена идеально.
На этом предмете изображено большое количество животных. С одной его стороны узнаваемый образ грозного медведя, с другой — волка. Хотя относительно последнего дети, которые видят предмет, часто говорят, что это голова крокодила. Однако в то время в евразийских степях люди не были знакомы с этим животным, поэтому, скорее всего, перед нами именно волк. Если присмотреться, то можно увидеть, что нижние челюсти и медведя, и волка украшены образами птиц. В центре предмета изображен свернувшийся хищник, вероятнее всего, из семейства кошачьих. Если предмет перевернуть обратной стороны, то увидим, что картина несколько меняется. Волк и медведь с хищными птицами повторяются, зато в центре появилась ярко выраженная голова кошачьего хищника.
— Так что это за предмет, для чего он предназначался?
— Высказывалось очень много идей относительно того, что же это такое. Ученые спорят уже более пятидесяти лет. Долгое время думали, что это псалий — предмет, используемый в упряжи коня. Но исследователей отказаться от этой версии подталкивает отверстие, которое есть в нижней части предмета. Отверстие не сквозное, что наводит на мысль, что перед нами может быть навершие жезла или какого-либо посоха. В одном можно быть уверенными — обладатель этого посоха или жезла явно не был простым человеком.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/13/09/articlesImages/image/28/45/8e/3c/974d142b73514d02334239c8ad9e3f56.jpg)
— Можно ли предположить, что этот предмет и другие, созданные в зверином стиле, создавались древними людьми просто из эстетических чувств, а не ради какого-то магического действа?
— Мне кажется, что эстетический момент здесь, несомненно, присутствует. Но нужно учитывать, что мировоззрение человека того времени пронизывало все моменты его жизни, в том числе и выливалось и в предметах, которые он создавал. Я бы не стала разделять, в данном случае, эстетику и какие-то магические смыслы и задачи.
— Такой «густо населенный зоопарк» в одном предмете уникален, или же для скифо-сарматской культуры — это достаточно рядовое явление?
— Точного аналога этого конкретного предмета, насколько мне известно, больше у нас не находилось. Но относительно недавно мы делали выставку, на которой показывали пластину, выполненную в зверином стиле. Эта пластина украшала платье той самой сарматской жрицы. На ней изображена сцена терзания оленя кошачьим хищником. Пластина собрана из 19 фрагментов, на них можно увидеть и оленя, и розетку в виде сайгака, и хищную кошку… Кстати, для находок на Южном Урале сцена терзания на предметах не часто встречаема.
— А предметов в зверином стиле на Южном Урале в принципе находят много?
— Это достаточно характерное явление. Есть, например, много находок в Оренбургской области, насколько мне известно, они хранятся, как в музее Оренбурга, так и в Уфимском музее. Но нужно учитывать, что во времена кочевников курганы очень часто грабили. Разворовывали их и в более поздние эпохи, например, в XVIII-XIX веках. Естественно, многие вещи из погребений сарматских времен, в том числе выполненные в зверином стиле, канули в лету или разошлись по коллекциям в разных частях мира.