«Не играми едиными»: как виртуальная реальность изменит жизнь через пять лет

25.03.2020 в 09:23, просмотров: 377

«Не играми едиными»: как виртуальная реальность изменит жизнь через пять лет

Многие при словах «виртуальная и дополненная реальность» представляют лишь нашумевшую игру Pokemon GO. Но думать, что этим все ограничивается — почти то же самое, что использовать современный смартфон только для звонков. По данным ассоциации AVRA сегодня в России разработками VR и AR технологий занимается более 400 компаний, и только половина из них работает над игровым софтом, остальные же заняты проектами B2B.

VR и AR — в чем разница?

Термин «виртуальная реальность» (Virtual reality) появился в США в начале 1960-х годов. Его отцами стали компьютерный художник Майрон Крюгер и создатель первого виртуального симулятора Мортон Хейлинг. Громоздкий аппарат под названием «Сенсорама» давал возможность почувствовать себя, к примеру, участником мотогонки. Аттракционы такого типа до сих пор используются в развлекательных парках.

Понятие дополненной реальности (Augmented reality) вошло в обиход в 1990 году с легкой руки сотрудника корпорации Boeing Тома Кодела. Тогда речь шла о шлемах с полупрозрачными дисплеями, с помощью которых сборщики самолетов могли видеть во время работы необходимые схемы и чертежи.

Как ясно даже из названия, дополненная реальность не заменяет собой настоящий мир, а лишь накладывает на него еще один слой. Попросту говоря, если надев шлем или очки, вы оказываетесь посреди джунглей — это виртуальная реальность. Если же вы продолжаете видеть обычные предметы, но рядом появляется чертеж, стрелка-указатель или покемон — это дополненная реальность.

По прогнозам международной исследовательской компании IDC на 2020 год, домашние потребители AR и VR устройств составят около трети рынка — остальную его часть займет коммерческий сектор. Аналитики предполагают, что наибольший интерес эти технологии будут вызывать в сфере торговли и производства. Что ж, возможно уже в ближайшем будущем VR-шлемы и AR-очки станут таким же привычным аксессуаром для работы и быта, как ноутбук или смартфон.

Онлайн-примерочные и другие AR/VR технологии в маркетинге

Крупные торговые сети одними из первых оценили возможности AR технологий. Так, у IKEA есть приложение IKEA Place, позволяющее смоделировать, как будет выглядеть та или иная мебель в реальном офисе или гостиной. Технология дополненной реальности встроена в Apple iOS 11 и дает возможность увидеть на экране телефона нужный предмет мебели в том месте комнаты, куда наведена камера.

По схожему принципу работают «виртуальные примерочные». Долгое время примерка была недоступна для покупателей интернет-магазинов, но в 2017 году один из крупнейших в мире ритейлеров одежды Gap представил своим клиентам приложение, позволяющее оценить вещи на себе с помощью дополненной реальности. Инновационный проект был разработан компанией Avametric. А в 2019 году приложение для виртуальной примерки кроссовок Ace появилось у Gucci — с помощью камеры мобильного телефона трехмерную модель обуви можно было увидеть непосредственно на ноге и даже сфотографировать. Этот же инструмент, созданный белорусской компанией-разработчиком Wannaby, использует крупнейший российский интернет-магазин одежды и обуви Lamoda. Онлайн-примерочная Lamoda доступна в виде приложения для iOS и Android, она позволяет примерить более 100 видов кроссовок.

Бренды косметики тоже берут на вооружение AR технологии. Например, свое приложение для моделирования цифрового макияжа есть у L’Oréal, и его уже скачали более 20 млн человек. Добиться роста продаж с помощью дополненной реальности удалось и британскому косметическому бренду Charlotte Tilbury — 13% пользователей, примеривших помаду с помощью приложения Meitu, совершают покупку в интернет-магазине.

Еще одним примером использования дополненной реальности в сфере продаж может стать российский стартап выпускника МГИМО В. Мазанюка Vivart. Он разработал мобильное приложение, с помощью которого можно «вписать» ту или иную картину из базы данных в свой интерьер и сразу купить ее, если эффект понравится. За основу разработчик взял код из открытой библиотеки Apple.

Французская компания Dassault Systèmes также работает над моделированием интерьера, но речь пойдет не о дополненной, а о виртуальной реальности. Компания создала VR-приложение для корпорации Airbus — мирового лидера в сфере авиастроения. Некоторое время назад Airbus столкнулась с трудностями в производстве частных самолетов, поскольку каждый клиент хотел уникальный дизайн салона, но изображения и чертежи не всегда помогали сделать выбор. VR-программа от Dassault Systèmes моделирует виртуальный 3D-образ будущего интерьера, позволяя заказчику видеть его изнутри, выбирать и менять мебель или другие предметы.

AR-технологии впромышленности и производстве

Возможность создать виртуальный мир или дополнить реальность виртуальными объектами нужна не только в магазинах и офисах, но и в цехах. Мировой автомобильный гигант BMW сделал AR-очки частью некоторых производственных процессов — на заводах концерна с их помощью мастера получают инструкции для работы и могут удаленно взаимодействовать с коллегами.

Гаджеты для подобных целей уже есть и на российском рынке. Например, это профессиональные AR-очки Epson Moverio Pro. В промышленных моделях тонкая, хрупкая электроника заключена в ударопрочный корпус, защищена от пыли и влаги, а вместо привычного тачпада специально для работы в цехах придуманы пульты с кнопками и джойстиком.

Российская нефтехимическая компания СИБУР разрабатывает AR-платформу, которая вместе с подобными смарт-очками поможет наладить эффективную коммуникацию между службами техобслуживания и удаленными экспертами. Разработка подразумевает наличие медиаресурса с базой данных и медиасервера, к которому смогут подключаться работники в AR-очках, занятые той или иной задачей. При возникновении ситуации, требующей вмешательства узкого специалиста, эксперту на монитор транслируется изображение с камеры смарт-очков, и тот может оперативно прислать нужную информацию. Нашли применение и VR-технологии — недавно СИБУР разработала и внедрила на площадке в г.Томске виртуальный тренажер для выработки навыков ремонта компрессоров по производству полиэтилена. Новая VR-программа активно используется для обучения новых сотрудников и повышения квалификации.

В зарубежной практике есть примеры использования AR-очков Epson Moverio в промышленном строительстве. Немецкая компания Emschergenossenschaft задействовала их при сооружении подземных тоннелей для очистки реки Эмшер от сточных вод. Смарт-очки помогали избежать простоя при поломках тоннелепроходческих машин или других неполадках. Специалист, находящийся непосредственно в тоннеле, мог передать с помощью встроенной в очки камеры все происходящее на площадке сотруднику службы технической поддержки. Тот же пересылал на дисплеи очков нужный участок схемы и другую необходимую для ремонта информацию.

Удаленную техподдержку с помощью смарт-очков Epson Moverio также использует компания Bobst, занятая в производстве промышленного упаковочного оборудования. Она предоставила «умные очки» своим клиентам, чтобы иметь возможность с максимальной быстротой разобраться в возникшей проблеме и оказать техническую помощь.

Дополненная реальность как часть быта

Виртуальные элементы могут сделать нашу жизнь комфортнее и вне рабочего места. Речь, опять-таки, не только об играх. Еще в 2015 году появились первые версии водительских AR-очков со встроенными дисплеями. Водитель прямо во время движения получает информацию о параметрах автомобиля и навигационные подсказки, причем стрелки выводятся не на экран, а непосредственно на дорогу. В частности, такой гаджет представил концерн BMW в сотрудничестве с компанией Qualcomm.

Но если водительские очки пока еще не нашли широкого применения в России, AR-устройства для управления дронами, просмотра фильмов и виртуальных путешествий можно купить уже сейчас и в нашей стране. При использовании специальных затемняющих накладок с помощью все тех же AR-очков Epson Moverio легко устроить домашний 3D-кинотеатр в своей гостиной, «с полным погружением» побывать в Антарктиде или на космической станции, читать почту и т.д. Возможно, со временем они станут заменой монитору. Более того, в Великобритании такие очки помогают глухим людям посещать театр, распознавая звуки и выводя на дисплеи персональные субтитры.

Виртуальная и дополненная реальность проникла в самые разные сферы нашей жизни. Несмотря на все разнообразие примеров, их объединяет одно: VR/AR технологии позволяют не только передавать информацию в реальном времени, но и организовать интерактивное взаимодействие. Для бизнеса это несет возможность сэкономить время и средства (как в случае с удаленной техподдержкой) либо получить дополнительную прибыль за счет эффектной демонстрации продукта. Возможно, такой формат коммуникации вскоре станет привычным, как это в свое время произошло с мобильной связью. Но пока VR/AR технологии могут дать серьезное конкурентное преимущество тем компаниям, которые идут в ногу со временем и первыми осваивают инновационные продукты.