Война глазами ребенка: воспоминания челябинца о детстве в 1941 году

За неделю до войны Олегу Кронидовичу исполнилось 8 лет

Заслуженный ветеран ЧКПЗ, почетный инструментальщик Минавтопрома Олег Кронидович Крылов к 9 мая написал письмо. В нем воспоминания о двух важных днях его детства. Первый - начало Великой Отечественной войны, второй - день Великой Победы. 

За неделю до войны Олегу Кронидовичу исполнилось 8 лет

15 июня 1941 года, всего за неделю до войны, южноуральцу Олегу Кронидовичу исполнилось 8 лет. Мальчика приняли в первый класс. Тогда он жил с мамой и папой в Копейске. Дом располагался в Клубном переулке недалеко от края отработанного угольного разреза.

Отец мальчика, Кронид Михайлович, был директором Рудоремонтного завода, мама Зоя Филлипповна занималась домашним хозяйством. Олег Кронидович хорошо помнит день, когда началась война. Накануне, 21 июня, к ним в гости из Пермской области приехала его двоюродная сестра Зоя Сосунова, племянница мамы. Девушка только вышла замуж за выпускника Иркутского авиационного училища, военного авиатора Константина Неволина. Приехала она одна, так как муж находился в своей воинской части, расположенной под Киевом. Зоя рассказывала родным о свадьбе, о своей жизни в Александровске, о бабушке и брате Анатолии.

На следующий день, 22 июня, семья собралась на кухне, чтобы к обеду настряпать уральских пельменей.

«Мама с Зоей стряпали пельмени, я помогал им раскатывать сочни. Папа сопровождал изготовление пельменей игрой на балалайке, напевая песни. «В красной он рубашоночке, скажите, да чей такой тихий»… Было весело, приготовление пельменей шло быстро. Когда мы почти закончили, зазвонил телефон. Папа перестал играть и вместе с балалайкой ушел в комнату, чтобы ответить на звонок. После разговора он вернулся на кухню со злым лицом и произнес всего два слова: «Началась война». Мама спросила: «Что ты говоришь, Кронид?» Он повторил, что началась война, и бросил балалайку на пол. Как она только не разбилась. Затем он быстро ушел в комнату, оделся и отправился на завод. Вечером папа не вернулся домой. Не пришел и на следующий день. Мама беспокоилась, звонила на завод, но там никто не знал, где мой отец. Домой он вернулся на третий день».

Отец Олега Кронидовича в те дни ездил на один из Златоустовских заводов. Там она получил техническую документацию, разрешающую производство военной продукции на Рудоремнтном заводе. Это было предусмотрено планом на особый период в стране, который наступил 22 июня 1941 года. Тогда девизом всех тружеников тыла стало: «Все для фронта, все для Победы».

Двоюродная сестра Олега Кронидовича Зоя не вернулась к мужу в Киев. Она осталась в Копейске и пошла работать на Рудоремонтный завод. Затем на работу вышла и мама.

В октябре 1941 года отца Олега Кронидовича перевели с Рудоремонтного завода на военный завод №114 наркомата оборонной промышленности. Там его утвердили парторгом ЦК ВКП(б).

«Когда отец стал работать на заводе №114, я стал видеть его очень редко. Он уходил на работу рано утром, когда я еще спал. И возвращался домой поздно вечером, когда я уже спал».

В сентябре 1941 года Олег Кронидович так и не попал в первый класс. Школу №6, куда он должен был пойти учиться,  переоборудовали под военный госпиталь №3032. Образовательное учреждение располагалась недалеко от городской железнодорожной станции. В один из летних дней по городу пронеслась новость, что прибыл первый эшелон с ранеными.

«Еще до подхода эшелона у школы собралось немало жителей Копейска. Среди них были и школьники, и будущие первоклашки. Когда прибыл эшелон, копейчанесначала молча смотрели, как идет разгрузка раненых. Из вагонов их перенаправляли в госпиталь. Люди старались подбодрить раненых, желая скорого выздоровления. Всего за годы войны госпиталь принял более 10 тысяч солдат».

Во время войны Олег Кронидович пошел учиться в первый класс школы №4. Ребят водили в военный госпиталь, где они читали раненым стихи, пели песни.

9 мая 1945 года

Шли военные годы, приближался день Великой Победы. Накануне, 8 мая 1945 года, Копейск гудел, как разбуженный улей. Знакомые и незнакомые люди спрашивали друг у друга, закончилась ли война. Однако никто не мог дать утвердительного ответа. Жители с нетерпением ждали новостей.

На здании школы ФЗО был установлен большой репродуктор. Последние известия передавали в 7 часов вечера. Собравшиеся на улице люди с нетерпением ждали знакомого голоса Левитана. Но диктор говорил об успешном окончании посадки картофеля. В тот день собравшиеся сообщения о Победе так и не дождались. Недовольные люди расходились по домам.  

«В комнате на подоконнике рядом с моей кроватью стоял телефон. И вот 9 мая около пяти часов утра он резко зазвонил. Я проснулся и взял трубку. Оттуда раздался радостный голос дежурного горкома партии. Он громко кричал: «Олег! Буди быстро отца, война закончилась!»

Я побежал в комнату, где спали родители, и стал кричать: «Папа, мама! Война закончилась!» Отец подошел к телефону, переговорил с дежурным, дал какие-то указания. Потом крепко нас обнял и поздравил с Победой! Вскоре оделся и пошел в горком партии. А мне дал задание будить всех соседей в доме, чтобы сообщить радостную весть!»

Когда я будил соседей, радость и восторг жителей нашего дома была неописуема. Все обнимались и целовались, поздравляя друг друга с Победой. У многих на глазах были слезы. Это были слезы радости!»

Затем жители Копейска начали готовиться к митингу в честь Победы. К началу мероприятия на городской площади собралось около 20 тысяч человек. Также среди них были солдаты и офицеры воинской части, расположенной в Копейске.

В митинге принимали участи и школьники. Среди них был и Олег Кронидович. Его отец, первый секретарь городского комитета ВКП(б) Кронид Михайлович Крылов, горячо поздравил всех с Великой Победой. Он отметил, что копейчане с честью и достоинством внесли свой вклад в Победу над врагом. Также перед жителями выступили представители шахт и других предприятий города. А после митинга военные запустили небольшой салют из ракетниц.

Из родственников Олега Кронидовича с войны не вернулись два его двоюродных брата. Юрий Дмитриевич Субботин погиб под Сталинградом. Анатолий Николаевич Сосунов, родной брат Зои Сосуновой, погиб на Карельском фронте. Ее муж Константин Неволин был ранен в ногу и встретил День Победы в госпитале под Берлином.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру