«Сходим с ума от этих уроков»: плюсы и минусы дистанционного обучения челябинских школьников

Дети и учителя по-разному переживают учебу online

Отношение к процессу дистанционного обучения, который введен из-за коронавируса, у челябинских педагогов и школьников неоднозначное, мнения разделились.

Дети и учителя по-разному переживают учебу online
Фото Дмитрий Куткин

Общими стали сложности, которые возникли и у учеников, и у учителей. Как выяснилось, технически система школьного образования была не вполне готова к дистанту. «Во время уроков постоянно появляются сообщения о проблемах связи, - говорит учитель средних классов Марина Смирнова. - Лагают все платформы, на которые решили опираться. И у педагогов, и у учеников. Для меня сложность дистанционки, прежде всего, в технической составляющей процесса».  

Домашнее обучение также показало разницу в уровне компьютерной грамотности педагогов. «Мой педагогический стаж почти 40 лет, - говорит учитель математики одной из челябинских школ. – Может это прозвучит нескромно, но я хороший предметник. Мои ребята поступают в вузы, в качестве своего преподавания я не сомневалась. Но это до тех пор, пока мы не перешли на удаленную систему. Я понимаю, что мера эта вынужденная, но компьютер для меня совершенно незнакомый предмет. Уроки помогают вести сын и внуки, показывают, как нажать на кнопку и куда смотреть в камеру. Специально приезжают, чтобы я могла провести занятие».

Из-за разного уровня компьютерной грамотности учителей и качество уроков стало разным. Некоторые педагоги не могут самостоятельно запустить программу для видеоконференций Zoom, а другие вовсю стримят презентации в Discord.  

Онлайн все возрасты покорны

На дистанционное обучение перешли школьники разных возрастов. Пока старшеклассники на удаленке вычисляют площадь криволинейной трапеции, ученики начальных классов считают яблоки. По словам челябинского учителя начальных классов Марии Сергеевой, переход в online у младших классов произошел достаточно легко. «Быстро перестроились и мы, и дети, - говорит педагог. – Для них это даже своеобразная игра. А у меня, честно говоря, освободилось время, не могу этому не радоваться. Что касается сложностей, то есть лишь одна – детям сложно сосредоточиться, такой возраст. В классе эту проблему решать легче, в online их внимание сложнее удерживать. Но я лично справляюсь, стараюсь больше их развлекать».

Старшеклассники более мотивированы. У них впереди экзамены и проблем с вниманием нет. По словам ученика десятого класса челябинской школы Данила Яковлева, дистанционное обучение его устраивает. «Мне удобно заниматься, - говорит школьник. – Я планирую стать web-программистом, понятно, что с компом сложностей нет. Задания присылают, уроки идут, я сижу-делаю. Даже больше, чем в школе. Сейчас сижу за уроками дольше, мои друзья тоже. А кто в школе ничего не делал, тот и в online ничего не делает. Конечно, мечту не ходить в школу я иначе себе представлял, но, в целом, все устраивает».

Однако учителя старших классов считают, что учеба на удаленке лишает их возможности полноценно давать знания. «Да, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ можно перевести в дистанционный формат - это тесты, - говорит педагог челябинской школы. – Но ведь ими не ограничивается. Дети задания читают черт знает как. Приходится потом каждому объяснять, в интернете, по телефону. А еще мои бесконечные отчеты, таблицы и журналы. Ученики присылают мне сообщения на телефон и в соцсети ночью, видимо, только сели заниматься. С самого утра до позднего вечера продолжается этот дурдом. При этом я веду уроки, а параллельно у меня разрывается рабочий чат и чат с родителями».

Мамы и папы

 

Если мнения учеников и педагогов о дистанционном обучении разделились, родители выступают единым фронтом. Им учеба на удаленке добавила немало проблем. «Учебный процесс занимает почти весь день, - рассказала мама двоих детей челябинка Юлия Лукина. - Из-за возросшей нагрузки не успеваю даже поесть. Я теперь учусь вместе с детьми. А еще пришлось купить второй ноутбук. Старший сын проводит у монитора по 8 часов, младшая по 4-6. Нам нужно сделать все задания, отправить результат, а это не быстрый процесс. Заданий много, предметов много, мы с мужем сходим с ума от этих уроков».

При этом сами родители тоже трудятся на удаленке. «Работая в круглосуточном режиме, женщина должна еще как-то умудряться давать школьное образование своим детям, - пишет мама Олеся Горюк. - Школы требуют выполнение электронных программ строго в дневное время, совпадающее с дедлайном. А компьютер и смартфон один на всю семью. Используется при работе. Как быть?»

По словам профессора, эксперта Высшей школы экономики Галины Казаковой, родители, в длительной самоизоляции почувствовав на себе сложность обучения собственных детей, станут бОльшими союзниками системы образования. К тому же, несмотря на все ужасы «удаленки», есть в ней и свои плюсы: при длительных занятиях родителей с детьми выяснилось, в каких темах их ребенок «плавал».

Не расслабляться

Минздрав России прогнозирует новый всплеск коронавирусной инфекции уже осенью. Это значит, что переход на дистанционное образование вполне вероятен. По словам первого вице-губернатора Челябинской области Ирины Гехт, во второй раз будет легче. «Безусловно, выводы после этого периода мы уже сделали, - говорит Гехт. - Сейчас дистант совершенствуется. Все больше учителей получают навыки проведения онлайн-уроков, и мы это поощряем. Если будет новая волна эпидемии, то мы войдем в дистант с другим качественным составом педагогов и другим качеством преподавания».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру