Как купить билеты на самолёт и поезд безопасно онлайн

Южноуральцам рассказали о преступных схемах кибермошенников

С каждым годом в России растет число случаев кибермошенничества. Поэтому правоохранительные органы и власти страны уделяют большое внимание предупреждению подобных преступлений, а также их расследованию. Кибермошенничества сложно раскрывать. Это связано в тем, что люди, которые их совершают, хорошо разбираются в IT-технологиях и используют различные виды конспирации. Однако полицейские не опускают рук и работают в этом направлении. Случаи, когда преступников все же находят, не редкость. О том, как не стать жертвами кибермошенников, рассказали участники пресс-конференции, организованной медиахолдингом «Гранада Пресс».

Южноуральцам рассказали о преступных схемах кибермошенников
Фото: pixabay.com

Схемы обмана

Эксперты сообщили, что одна из наиболее распространенных схем кибермошенничества связана в с покупкой авиабилетов, либо билетов на поезд.

Как разъяснила начальник отделения информации и общественных связей Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу, подполковник внутренней службы Елена Епимахова, кибермошенничества - это преступления, которые совершаются с использованием информационных телекоммуникационных технологий. К ним относятся кражи персональных данных банковских карт, платежных реквизитов, паролей, распространение вирусов, взлом компьютерных систем и так далее.

- Это дистанционные мошенничества. Они делятся на более или менее технологические. Последние чаще всего связаны с покупками различных товаров через интернет-сайты. Сегодня мы поговорим о высокотехнологических преступлениях. Нашим Управлением по УрФО с начала этого года зарегистрировано несколько фактов мошенничеств, связанных с продажей авиабилетов. Такие факты зафиксированы в Екатеринбурге и Перми. Но это не значит, что их нет в других регионах, - рассказала Елена Епимахова.

Суть схемы заключается в том, что человек решает приобрести электронный билет на самолет. Для этого он обращается к какому-либо сайту. Чаще всего это ресурс известной авиакомпании. Приобретая билет, человек вводит на сайте свои данные. Покупка подтверждается. Гражданин вводит данные своей банковской карты. И тут на сайте появляется надпись, которая сообщает, что при переводе денежных средств произошел сбой. Деньги будут возвращены покупателю в течение 24 или 48 часов.

- На самом деле, это первый сигнал, что человек попал на сайт-клон. То есть мошенники делают оболочку сайта известной авиакомпании, либо туристической компании. Указывают там привлекательные цены, например, для покупки авиабилетов. Таким образом человек, находясь на этом «обманном» сайте, вводит свои данные и банковской карты. Сайт-клон существует 1-2 недели, а затем исчезает, - объяснила Елена Епимахова, как работает мошенническая схема.

Зачастую люди, пострадавшие от мошеннических действий, даже не могут вспомнить название доменного имени сайта. Ведь внешне он похож на официальный интернет-ресурс той же авиакомпании. Специалисты советуют, если гражданин попал в такую ситуацию, то обязательно нужно сделать фото или скрин сайта, его доменного имени. Затем стоит сразу же обратиться в полицию с заявлением о совершенном факте мошенничества.

- Действовать нужно как можно быстрее, чтобы отследить какие-либо следы, ведущие от доменного имени к хостингу, и предпринять необходимые действия для раскрыти данного преступления. Чем больше времени проходит с момента его совершения, тем больше шансов, что сайт исчезнет с просторов Интернета, - рассказала Елена Епимахова.

Фото: pixabay.com

Реальные истории

Специалист рассказала об одном из преступлений, связанных с покупкой билетов на поезд. Оно было раскрыто сотрудниками транспортной полиции. Потерпевшими были признаны более 100 человек из разных регионов страны. Мошенник - житель Челябинской области. Мужчина размещал объявления, предлагая трудоустройство на лесозаготовительные, нефтедобывающие и строительные предприятия. Работу он предлагал в Красноярском и Краснодарском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Для этого злоумышленник создавал сайты от имени работодателей. Когда люди к нему обращались, мужчина просил их прислать паспортные данные и резюме. Через некоторое время мошенник перезванивал кандидатам и сообщал, что их заявка одобрена и они будут приняты на работу. За содействие граждане должны были перевести ему 3 тысячи рублей, которые потом будут возвращены.

Также мужчина просил деньги на покупку ж/д билетов, чтобы граждане могли отправиться к месту работы. Он действительно присылал им электронные документы. То, что они недействительны, люди узнавали при посадке в поезд. В результате расследования, по стране было собрано 101 заявление от потерпевших. Суд назначил мужчине 3 года лишения свободы.

Другое дистанционное мошенничество было связано с хищением денежных средств с банковской карты гражданина, решившего приобрести билеты для поездки к родственнику на юг. Молодой человек зашел на официальный сайт РЖД, но цены его не устроили. Тогда он стал искать в Интернете билеты о скидкой и нашел. Оформив покупку, ввел данные банковской карты. Но в этот момент на сайте произошел технический сбой. Молодого человека это не насторожило. Он позвонил в службу поддержки по телефону, указанному на сайте. Там ему предложили еще раз оформить приобретение билетов, так как средства за них не были перечислены. Молодой человек не стал этого делать.

Будучи уверен, что он все-таки приобрел билеты на поезд, потерпевший вскоре прибыл на железнодорожный вокзал. Он попытался сесть в поезд со своей спутницей, однако узнал, что никакие билеты на них не оформлялись. По факту мошенничеств было возбуждено уголовное дело.

Также был случай, когда мошенники с помощью вредоносных программ подключились к сайтам реально действующих компаний по продаже билетов. Через подставных лиц преступники купили электронные билеты на поезда. Затем вернули их в кассы железнодорожных вокзалов. Таким образом билеты были обналичены. Своими действиями мошенники нанесли ущерб двум организациям на сумму около одного миллиона рублей.

Фото: pixabay.com

Как не попасться на «удочку» мошенников

По словам заместителя начальника Следственного управления Южно-Уральского линейного управления МВД России на транспорте, подполковник юстиции Алексея Пропастина, мошенники создают длинные цепочки, чтобы невозможно было их установить.

- Зачастую преступники, чтобы каким-то образом себя обезопасить, используют поддельные документы, оформляют банковские счета на подставных лиц, на которые потом перечисляются деньги, похищенные у доверчивых граждан. Но правоохранительные органы работают в этом направлении. В 2020 году раскрываемость киберпреступлений по сравнению с прошлым годом увеличилась практически в два раза, — отметил Алексей Пропастин.

Специалисты говорят, что мошенники - хорошие психологи, они умеют убеждать. На их «удочку» попадаются не только пожилые люди, но и молодежь. Так что прежде, чем доверять информации о привлекательных ценах, ее необходимо проверить с помощью нескольких источников. Выяснить, есть ли такие скидки на те же авиабилеты.

Спикеры пресс-конференции назвали несколько признаков, по которым сайт, созданный мошенниками, можно отличить от настоящего. Когда интернет-ресурс создается быстро, он имеет только оболочку. Чаще всего, у такого сайта нет внутреннего содержания.

- Если вы будете заходить на другие страницы сайта, переходя по ссылкам, то там, скоре всего, не будет ни отзывов, ни мультмедиа, ни архивных данных. Это самый первый признак того, что перед вами не официальный сайт авиакомпании, а его клон. И значит с большой вероятностью ваши данные и деньги будут похищены, - сообщила Елена Епимахова.

Рекомендации, как уберечься от мошенников, дал и Алексей Пропастин.

- Когда поступает телефонный звонок якобы от сотрудников банка, которые сообщают гражданину, что в отношении него совершаются мошеннические действия, например, хищение средств со счета, то нужно насторожиться. Злоумышленники просят назвать им персональные данные гражданина или банковской карты. В этом случае нужно прервать разговор и перезвонить в службу поддержки своего банка, - сказал специалист.

По словам начальника отдела платежных систем и расчетов Отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России Людмилы Паниной, основная часть денежных средств теряется не из-за того, что осуществляются какие-то хакерские атаки, либо взломы. Это происходит потому, что люди сами сообщают преступникам секретную информацию.

- Ни в коем случае нельзя никому говорить код проверки подлинности карты. Это трехзначный код, который используется для расчета в сети Интернет и указывается на обороте банковской карты. Также не нужно сообщать одноразовые коды и пароли из sms-сообщения, push-уведомлений. То есть эти данные необходимо хранить в тайне от третьих лиц. Их нельзя никому говорить, включая сотрудников банка. Это минимизирует риски совершения мошеннических действий в отношении владельцев банковских карт, - предостерегла южноуральцев Людмила Панина.

Отметим, что сотрудники транспортной полиции проводят профилактическое мероприятие «Для мошенников нет расстояний!» В этом им помогают агитационные материалы и памятки, которые раздают пассажирам поездов и самолетов. Цель акции - информирование населения, как не стать жертвами кибермошенников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру