Ждут ли особых детей в обычных школах Челябинской области

С каждым годом в регионе растет спрос на инклюзивное образование

На Южном Урале родители детей с ограниченными возможностями здоровья очень заинтересованы в развитии проектов, связанных с инклюзивным образованием. Так в 2019 году в Челябинске на базе школы №109 был открыт ресурсный класс. Это учебное пространство, где есть необходимые ресурсы для того, чтобы дети с особенностями развития смогли адаптироваться к обучению вместе с обычными ровесниками. Тему инклюзивного образования в Челябинской области обсудили участники пресс-конференции, организованной 25 января медиахолдингом «Гранада Пресс».

С каждым годом в регионе растет спрос на инклюзивное образование
Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАЦИЕЙ "ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ"

Ресурсный класс

Около полутора лет назад челябинские СМИ рассказали о проекте общественной организации «Открытое сердце». Так в один из первых классов школы №109 приняли четырех детей с аутизмом и синдромом Дауна. Для необычных ребят была разработана специальная программа, позволяющая им учится в обычной школе. Опыт оказался успешным и его планируют внедрить на своих площадках другие образовательные учреждения Челябинска. Также проект просят запустить родители детей с ограниченными возможностями здоровья из других городов и районов Челябинской области. Об этом на пресс-конференции рассказала председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член Совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова.

- К нам за последние полгода обратились родители из Снежинска, Миасса, Магнитогорска, Агаповского района с просьбой запустить такие проекты. Также мы этот опыт совместно со школой №109 в феврале 2020 года представили коллегам из Челябинска. И на сегодняшний день 5 челябинских школ из Металлургического, Курчатовского, Советского, Тракторозаводского и Калининского районов обратились к нам с тем, чтобы мы их обучили, поделились опытом. Чтобы ресурсные классы, как в 109-й школе, заработали в городе, - рассказала Елизавета Кириллова.

Кроме того, за последний месяц в общественную организацию помощи детям «Открытое сердце» обратилось около 50 родителей будущих первоклассников Челябинска, которым очень необходим формат ресурсного класса.

- У нас была возможность изучить опыт образования детей с инвалидностью за рубежом. И мы увидели, что дети которые обучаются в среде здоровых ровесников достаточно хорошо усваивают различные приемы социальной практики, то есть учатся взаимодействовать. Плюс есть четкая система обучения. В инклюзивном образовании очень важно применять методы прикладного анализа поведения, которые позволяют корректировать нежелательное поведение детей и учить их нормам социального взаимодействия. Вот это все в комплексе позволяет ребенка с раннего возраста научить тому, что у него есть определенная система обучения и самое главное заложить основу для того, чтобы этот подход в будущем позволял ему осваивать профессию и позволял, насколько это возможно, быть самостоятельным при поддержке определенных специалистов, - сказала Елизавета Кириллова.

Спикер отметила, что в России прекрасно развита система коррекционного образования, есть хорошие специалисты. Но будущее за инклюзией, потому что дети должны жить в обществе и иметь возможность социальной ежедневной практики.

Ответственность власти

Поддержку проекту, направленному на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает Министерство образования и науки Челябинской области.

- Всё, что связано социализацией  детей с проблемами здоровья, детей с проблемами развития  - это не только ответственность родителей, это естественно и ответственность власти и ответственность тех кто помогает родителям и органам исполнительной власти в решении этих задач. Опробация ресурсного класса, которая прошла на базе 109-ой школы, позволяет говорить о том, что эта технология прижилась и возможна для тиражирования. И сейчас мы прорабатываем нормативные пути для того, чтобы из пилотной программы такие классы и такие возможности у нас смогли получить и другие образовательные организации, а значит и другие дети, и другие семьи, - рассказала первый заместитель министра образования и науки региона Елена Коузова.

На сегодняшний день в Челябинской области насчитывается 3,5 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходим иной подход к их образованию и социализации. В первую очередь их важно ввести в общество, научить общению со сверстниками. И уже на базе этого заниматься их образованием.

- Опыт ресурсных классов единичный и несистемный, и на самом деле проблема есть, - считает Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгений Майорова. - Детей с особенностями развития становится больше, их виднее, их не спрятать и не скрыть. И наша задача - создать условия для того, чтобы дети реально адаптировались. У меня много обращений от родителей, которые просят помочь с тем, чтобы их дети учились в общеобразовательных школах. Я считаю, что мы должны этим заниматься. Понятно, что не каждому это подходит. Я как уполномоченный буду делать все, чтобы ресурсные классы создавались и поддерживались, потому что это соответствует наилучшим интересам детей.

Челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце» выпустила фильм об опыте общеобразовательной школы №109 по инклюзивному обучению детей.