Семья из Челябинска превратила микроавтобус в дом на колесах

Плюсы и минусы путешествий в фургоне

В последние годы все большую популярность набирает движение ванлайф (от английского Van — фургон, Life — жизнь). Суть проста — человек покупает фургон, оборудует из него автодом и в любом уголке Земли чувствует себя, как дома. 

Плюсы и минусы путешествий в фургоне
Фото автора.

Расскажу о том, как мы — обычная челябинская семья из трех человек — вступали в ряды ванлайферов. Сложно ли найти подходящий фургон? Сколько времени нужно на его оборудование? Какие проблемы ждут новичков и что брать в дорогу? Ответы на эти и другие вопросы в материале для "МК-Челябинск". 

Когда двое мечтают об одном

В условиях закрытых границ и запретов на перелеты пришлось открывать для себя местный отдых. «Местный» — в нашем понимании синоним «недорогого». А дешевле всего перемещаться на машине.  

Опыт путешествий на автомобиле у нас был. Прошлым летом ездили в Карелию и Санкт-Петербург на легковой Chevrolet Lacetti. Кузов универсал позволял семье из трех человек ночевать, вытянувшись в полный рост. Готовили на раскладном столике. Но хотелось большего. 

Муж ездил в одиночное мотопутешествие по Алтаю. Всю дорогу его сопровождала плохая погода с дождями. Добавим страх за оставленный мотоцикл и невозможность поехать всей семьей. Тогда-то и начала назревать идея обзавестись автодомом. Введенные коронавирусные ограничения только укрепили желание. 

Муки выбора

Оговорюсь сразу, проще всего купить готовый оборудованный под ключ автодом. Объясню почему. Во-первых, это быстро; во-вторых, сделано профессионалами; в-третьих, все оформлено и законно. Теперь о недостатках. Таких всего два: их нет в Челябинске, и это дорого. Очень дорого. По цене сопоставимо с просторной квартирой в центре города. 

Такими ресурсами мы не обладали. А потому решили сразу — будем делать своими руками. Есть в этом и несомненный плюс — строишь так, как удобно именно тебе. Из минусов — уходит много времени, нужно быть сантехником, электриком, автослесарем и строителем в одном лице.  

Выбрать подходящую машину оказалось непросто. Самый недорогой вариант — купить жилой прицеп. Объявлений о продаже таких в Челябинске и Екатеринбурге много. Они хоть и старые, но в хорошем состоянии. Мы отмели эту идею, так как не было мощной машины для его перемещения, не хотелось ехать с ограничениями скорости по трассе в 70 км/ч, смущала длина сцепки.

Идею покупки грузового фургона категории С тоже забраковали. Те же ограничения скорости на трассе, отсутствие окон, не во всех городах заедешь в центр. Микроавтобусы категории Е, чаще всего, в прошлом маршрутные такси. Отсюда пробег в 600 и больше тысяч, ржавый кузов, старые сиденья.

Вообще, существует процедура перевода автобуса в категорию «Автодом». Для этого нужно пройти техническую экспертизу в лаборатории после переделки и зарегистрировать изменения в ГИБДД. Обойдутся такие действия как минимум в 50 тысяч руб­лей. Времени и нервов отнимает вагон.  

Кто ищет, тот найдет

Проанализировав авторынок, мы составили для себя четкий список требований к кемперу. Фургон должен быть категории В, не старше 10 лет, с передним или полным приводом, небольшим пробегом, грузоподъемностью не более 3,5 тонны. Бюджет не должен превышать 600 тысяч рублей. 

Скажете, проще найти лепрекона с горшочком золота? А мы нашли! Спустя месяц упорных поисков. И даже в соседней Башкирии. Хоть и были готовы отправиться за машиной мечты на край света. 

В итоге мы стали счастливыми обладателями Fiat Ducato 2011 года выпуска с пробегом в 110 тысяч километров. Машина принадлежала реабилитационному центру, возила пациентов по территории. В бюджет уложились с учетом торга. 

Обустройство автодома 

Категория В позволяет возить восемь пассажиров, с водителем — девять. Мы решили сохранить все посадочные места, а интерьер обустроить таким образом, чтобы все конструкции были разборными и съемными. На таких условиях можно обойтись без переоформления в «Автодом».

Полугодовые работы по отделке начались с утепления и шумоизоляции пола, потолка и стен. Демонтировали обшивку, обработали металл специальным составом от ржавчины, законсервировали. Проложили листы полистиролового утеплителя, сверху листы фольгированного изолона. Пол застелили фанерой, сверху — усиленный линолеум. Стены обшили панелями МДФ. Потолочный пластик обклеили карпетом. 

Оборудовали фургон дополнительным аккумулятором, который подключили к генератору. От него через распределительную коробку запитали светильники в салоне, автономную печь, насосы для воды, розетку для зарядки телефона, автохолодильник. 

Для подачи воды был установлен 200-литровый бак с насосом. Из него вода подается к кухонной раковине и в душ. Проблему нагрева решили с помощью теплообменника, врезанного в печку. На ходу за ­10–15 минут тосол нагревает полный бак воды до 45 градусов.

Из бруса и фанеры сколотили составную кровать. Размеры спального места получились внушительные — 180 на 200 сантиметров. Больше, чем стандартная двухместная кровать. Под спальным местом разместился бак для воды и полки для вещей.

Кухня состоит из одного большого шкафа. В него врезали мойку, установили газовую плитку. Для приема пищи соорудили приставной столик с вкручивающейся ножкой. После еды он разбирается и задвигается за спинки сидений.

По-домашнему просто

Интерьер автомобиля хотелось сделать максимально уютным и приближенным к домашнему. Поэтому на окна повесили раздвижные шторы, сшили декоративные подушки и кармашки для хранения мелочей. Чтобы шторы не трепало ветром во время движения, по низу вшили магниты.

По ширине задней двери натянули бельевую веревку для сушки постиранного белья. Для хранения мелких вещей и бытовой химии приобрели пластиковые контейнеры.  

Работа над ошибками

Тестирование выявило ряд ошибок в конструкции. Неудобной оказалась система слива канализации в канистру. Через пару недель жары она начала наполнять салон не самыми приятными ароматами, хотя и сливали воду ежедневно. Все-таки сливную емкость нужно располагать снаружи, под машиной.

Организация душа на улице также показала свою непригодность. Сильные ветра (а на трассах они всегда очень сильные) все время норовили приподнять легкую ткань шторки, выставив на всеобщее обозрение интимные части тела моющегося. Да и вообще, мыться было прохладно. Даже горячей водой. Даже в жаркую погоду.

В крупных туристических городах непросто найти уютное место для стоянки-ночевки. Парковки либо платные, либо забиты до отказа. А кемпинги, чаще всего, ориентированы на туристов с палатками, поэтому плату берут по количеству человек. Сумма выходит внушительная, а большая часть предоставляемых услуг кемперам не нужна. 

Чем ближе к югу, тем меньше водонапорных колонок или колодцев попадается по дороге. К горным родникам или ручьям подъехать непросто. Поэтому воду для промышленных нужд качали прямо из реки. Чистота определялась на глаз. В особо засушливые времена приходилось клянчить воду на автомойках или у местных жителей.

Длинная дорога с ребенком

Есть те, кто не решается на путешествие своей мечты из-за маленького ребенка. Я с этим категорически не согласна. Дети обожают узнавать что-то новое, менять обстановку. Идея пожить в «маленьком уютном домике» им точно придется по вкусу.

Проблем в дороге с семилетней дочерью у нас не возникало. Она стоически переживала временные бытовые трудности. Разве что укачивало на горных участках трассы. Поэтому советую дополнить аптечку лекарствами от укачивания и бумажными пакетами.

Не забудьте взять с собой медицинский полис ребенка. Порой не обойтись без помощи врачей. Нам один раз пригодился.

Наберите побольше чистой детской одежды. У каждого ребенка есть скрытый талант — найти грязь даже там, где ее нет. А часто стирать в поездке вам точно не захочется.

Возможно, есть смысл закупиться любимыми продуктами ребенка в своем городе. Практика показывает, что в плане гастрономических предпочтений дети весьма консервативны.

Дом, родимый дом

Кемпер прошел испытание 28-дневной поездкой на Кавказ. За это время мы преодолели более 8 тысяч километров. Посетили Астрахань, Дагестан, Чечню, Приэльбрусье, Пятигорск и побережье Черного моря. 

В поездке ни разу не возникало желания снять более комфортное жилье. Поэтому реализацию идеи автодома считаю успешной. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру