"Мегафон" развивает здоровый телеком-бизнес

"Мегафон" развивает здоровый телеком-бизнес
Фото предоставлено компанией "Мегафон"

«Мобильная связь в России стремится только вперед, Челябинск — на шаг впереди», — убеждена директор «МегаФона» в регионе Анна Козлова

Этим летом ВЦИОМ провел опрос среди жителей России об использовании глобальной паутины. По данным социологов, чаще всего улучшение скорости и качества мобильного интернета отмечали жители Урала — 49%. Примечательно, что стационарный компьютер стали использовать гораздо реже: его место заняли планшеты и телефоны. Каждый второй житель нашей страны ежедневно выходит во всемирную паутину со смартфона. О мобильной эволюции и последствиях пандемии для телекома мы поговорили с директором «МегаФона» в Челябинской области Анной Козловой.

— Анна, расскажите, как менялась стратегия развития компании на протяжении ее существования? В какой момент вы перестали быть просто оператором мобильной связи и стали цифровым оплотом?

— Если вспомнить, с чего начинался «МегаФон» на Урале, то отправной точкой станет июль 2002 года, когда открылись первые салоны в Челябинске и Екатеринбурге. В первые недели к нашим центрам обслуживания выстраивались длинные очереди из желающих подключиться. Первопроходцем был тариф «Серпантин» с посекундной тарификацией. Он настолько привлекал наших будущих абонентов, что горожане, вооружившись перекусом, с раннего утра ждали возможности подключиться к чуду мобильной связи начала 2000-х. Консультантов тогда работало всего шесть человек, ребята заключали договоры, и каждая сим-карта была на вес золота. Конкурентным преимуществом стало безроуминговое пространство по Уральскому региону, которое реализовал на тот момент только «МегаФон».

В настоящее время основная наша задача — это здоровый телеком-бизнес. Никакого взрывного роста доли рынка объективно быть не может. Безусловно, есть определенный органический прирост за счет умных устройств, новых категорий пользователей, которые ранее использовали, например, только голосовые услуги, а в последствии стали приобретать сим-карты в роутеры и модемы.

— Какие цели «МегаФон» ставит перед собой сегодня?

— За 30 лет существования мобильной связи в России она постоянно стремится вперед. Значительно изменилась как сама сеть, так и потребности абонентов. Связь нужна всегда, везде и в прекрасном качестве. Нашим клиентам требуются все более высокие скорости мобильного интернета, которые позволяют применять современные сервисы, играть без задержек в онлайн-игры, запускать стримы, слушать музыку, смотреть фильмы и передавать файлы любого размера. За последний год общий объем мобильного интернет-трафика в сети «МегаФон» на Урале вырос в несколько раз.

Помимо этого, изменилась и наша роль как компании. Мы уже не просто мобильный оператор, а универсальный партнер для бизнеса и жизни. Сегодня из компании, предоставляющей связь, мы превратились в оператора, который объединяет направления IТ и телекоммуникаций, предлагает услуги цифрового телевидения, мобильной фиксированной связи и интернета.

Но самое интересное — это, конечно, с какой скоростью развивается отрасль. Когда только появилась сеть 3G, это было как революция. Далее 4G и мобильные скорости показались всем фантастикой. А с приходом LTE-Advanced значения сразу выросли до 300 Мбит/с — новый рывок, который сейчас уже кажется обычным делом. Причем хочу отметить, что все эти стандарты были запущены на Урале «МегаФоном» первыми именно в Челябинской области.

Сейчас, когда 4G скорости вполне достаточно для решения почти любых задач в онлайне, мы уже смотрим в будущее и готовим почву для следующего шага: внедрения стандарта 5G. Пока окончательно не решен вопрос с частотами на государственном уровне, операторы ограничиваются тестированием сети. И возможности скоростей следующего поколения связи уже закладывают фундамент для функционирования беспилотного транспорта, телемедицины, робототехнологий.

— Сыграла ли роль пандемия в последние годы в части приоритетов развития бизнеса? Была ли смена фокуса внимания?

— Пандемия затронула все стороны бизнеса, безусловно. Мы не стали исключением. Хотя, казалось бы, телекому только на руку локдаун. Но если попытаться охарактеризовать этот период в трех составляющих, то это вызов, поиск возможностей и трансформация. «МегаФон» принял все возможные меры, чтобы клиенты могли быстро адаптироваться к новым реалиям. Был открыт льготный доступ к пакету важных продуктов и услуг, чтобы пребывание на самоизоляции помогло и получить новые знания в интересном формате, и продолжать вести бизнес, но уже дистанционно.

Отдельный вызов был брошен нашей инфраструктуре. Локдаун повлек за собой рост голосового трафика выше нормы, мобильный и фиксированный интернет испытывали повышенную нагрузку, это требовало гибкости и адаптации сети для сохранения скорости и привычно высокого качества. Например, только в Челябинской области трафик мобильного интернета вырос на 40% за время пандемии, а это 42 петабайта, что равноценно объему более 10 миллионов фильмов в HD-качестве. Наиболее активно наши абоненты использовали интернет для просмотра фильмов, новостных ресурсов, интернет-серфинга, онлайн-игр и общения в мессенджерах. По данным аналитиков компании, южноуральцы стали в 2,5 раза чаще погружаться в виртуальную реальность (игровые сервисы).

— Появились ли новые проекты, решения, технологии на фоне всех ограничений, которые пришли в нашу жизнь?

— С начала локдауна абоненты компании стали больше говорить по телефону, пользоваться традиционными голосовыми вызовами. Это наблюдение было зафиксировано коллегами из управления Big Data. Поэтому логичным решением стал запуск новой технологии VoLTE, с помощью которой собеседники могут одновременно разговаривать по сотовому телефону в сети 4G и пользоваться мобильным интернетом. Например, отправлять файл по электронной почте, смотреть маршрут в навигаторе или продолжать загрузку видео во время телефонного разговора. Запуск обновленного стандарта пришелся на осень 2020 года, так что за прошедшие 12 месяцев на оцифрованный голос в сети LTE перешли уже 77% абонентов Южного Урала. Мы заметили еще ряд интересных фактов. Жители региона предпочитают мобильную многозадачность в вечернее время. Разговаривать с собеседником и одновременно гулять по сайтам, смотреть соцсети и параллельно загружать почту со смартфона южноуральцы активнее всего начинают с 19:00 до 22:00. В этот период телеком-инженеры фиксируют пик мобильной активности звонков в VoLTE. Данная технология также помогает экономить заряд аккумулятора смартфона, улучшает четкость и слышимость собеседника во время разговора.

— Уже пятый год подряд вы становитесь оператором с самым быстрым мобильным интернетом по версии независимых исследований. Благодаря чему удается сохранять это первенство? Какие скорости показывает сейчас «МегаФон» и насколько они изменились? С чем вы это связываете?

— «МегаФон», действительно, сохраняет лидерство по скорости мобильного интернета в России и в частности на Южном Урале уже пять лет подряд. За это время изменился и общий объем мобильного трафика в нашей сети, и потребление контента: если в 2017 году, когда впервые эксперты проводили замеры, 65% трафика приходилось на видеосервисы и социальные сети, то сейчас он перераспределяется в онлайн-игры, мессенджеры и стриминговые платформы. Все это мы учитываем как при развитии сети, так и в разработке тарифов и опций. Наши абоненты не только сами пользуются мобильным интернетом, но и могут бесплатно и без ограничений раздавать интернет со смартфона своим друзьям и близким.

В этом году в Челябинске эксперты международной компании Ookla провели порядка 35 тысяч тестов, сделанных пользователями мобильного интернета всех сотовых операторов региона. Средняя скорость скачивания информации в сети «МегаФон» оказалась лучшей и составила 42,15 Мбит/с. Более того, это превышает прошлогодний показатель в 1,5 раза.

Нарастить этот ключевой показатель удалось за счет строительства и модернизации инфраструктуры. 2021 год стал во многом интересным для нашей команды. География апгрейда сети охватывала более 150 поселков и деревень, а также отдельные районы крупных городов. Мы стремимся к тому, чтобы жители любого населенного пункта были обеспечены высокоскоростным мобильным интернетом. С начала карантинных ограничений покрытие 4G-сети у «МегаФона» на Южном Урале выросло примерно на треть. К середине этого года технические специалисты провели работы в 90 населенных пунктах области. Среди них были и такие, где общее число жителей не превышало 600 человек, при этом скорость мобильного интернета стала достигать значений гораздо выше среднего показателя по области: до 60 Мбит/с, что стало сопоставимо со стационарным доступом в сеть. К концу года мы планируем завершить в полном объеме все мероприятия по улучшению качества и расширению территории сети «МегаФон».

— Если говорить о высоких скоростях, то мы понимаем, что многие телеком-объекты могут быть загружены в связи с большим количеством желающих «прокачаться». Какие действия вы как оператор предпринимаете в таких ситуациях? И не миф ли это?

— Когда я озвучивала планы на этот год, я упоминала, что одним из важных направлений станет качественный «тюнинг» уже построенной сети, чтобы она могла успешно справляться с постоянно растущими объемами трафика. Это сложные работы, требующие интеллектуального вклада наших технических специалистов. Анализ обезличенного массива больших данных (Big Data) позволяет заранее определить, в каких местах нам необходимо изменить конфигурацию или расширить диапазон покрытия. Коллеги из инфраструктуры заранее готовы к максимальной нагрузке в местах скопления абонентов во время дачного и отпускного сезонов, детских каникул, новогодних или майских праздников. Наш Единый центр управления в режиме реального времени мониторит работоспособность сети по стране, включая Челябинскую область, следят, чтобы все было технически исправно. Кроме того, мы организуем круглосуточную работу дежурных бригад. То есть у нас есть все инструменты и технологии, с помощью которых мы можем отслеживать «температуру» сети и точечно улучшать покрытие там, где это действительно необходимо.

— До конца года остался месяц. Можете ли вы уже сейчас подвести предварительные итоги?

— В этом году мы значительно вложились в реализацию разных проектов, начиная с развития сети и заканчивая нашим взаимодействием с ключевыми корпоративными клиентами. «МегаФон» увеличил качественное покрытие 4G по всей территории Южного Урала, нарастил скорость передачи данных, о чем свидетельствуют тесты независимых экспертов. В целом наша задача на ближайшее время — достойно завершить начатые проекты, с целью улучшения качества услуг и повышения сервиса для абонентов, поскольку именно клиенты компании являются для «МегаФона» главной ценностью.

Новости компании

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру