На Южном Урале хотят создать реабилитационный центр для косолапых

Первыми о его появлении заговорили общественники

Они озвучили свою инициативу на Всероссийском форуме «Зооволонтеры 2.0». В планах также создание ассоциации зооволонтеров, которая будет заниматься вопросами поддержки и создания центров реабилитации диких животных, сохранения редких видов животных, развития экологического туризма.

Первыми о его появлении заговорили общественники
Фото Петра Сафонова.

Амбассадоры гуманности

В форуме приняли участие более 200 представителей общественных организаций из разных регионов страны. Организатором мероприятия выступил челябинский Фонд защиты диких животных «Спаси меня» под руководством Карена Даллакяна и «Молодежная палата».

— В течение двух дней мы работали со студентами вузов, профессиональных училищ, техникумов. Мы поняли, что идем по правильному пути, потому что у молодежи большой запрос к волонтерской деятельности. К сожалению, в России эта сфера заметно хромает. За почти 25 лет работы мы знаем, что зооволонтеры сталкиваются с серьезными проблемами, у ребят опускаются руки. Дело не только в финансовых трудностях, но и в профессиональных, например, при лечении зверей они могут заразиться инфекционными заболеваниями. У нас большой опыт, поэтому мы можем их многому научить, — сказал Карен Даллакян.

Екатерина Карпенко, руководитель школы зооволонтеров Фонда «Спаси меня», рассказала, почему российские волонтеры нуждаются в создании такой ассоциации:

— Мы говорим про нее достаточно давно, потому что наши добровольцы разобщены. Есть те, кто держит небольшие передержки, есть большие частные приюты, где содержится более 400 животных, есть реабилитационные центры для диких животных, есть блогеры. Мы бы хотели, чтобы у них был единый информационный центр для обмена успешными практиками, чтобы с помощью наших ресурсов они могли проводить переговоры с государственными органами и выстраивать с ними отношения: с Росприроднадзором, министерством экологии, охранной, прокуратурой. У нас в стране нехватка реабилитационных центров. Например, к нам в приют ежегодно поступают до шести медвежат из УрФО, мы вынуждены заниматься их транспортировкой в реабилитационный центр «Утес» в Хабаровском крае. Это очень дорогостоящая процедура. Мы бы хотели организовать такой реабилитационный центр в Челябинской области, а центр «Утес» мог бы выступить методическим звеном. Только таким образом мы сможем покончить с грустными историями, когда медведи в поисках пищи выходят на заправки. Для таких центров нужны руки волонтеров, поэтому молодежь для нас — точка роста. У нас есть нацпроект «Экология», призванный создавать общественную инициативу в сфере зоозащиты. Он тоже нуждается в кадрах, — отметила Екатерина Карпенко.

Руководитель школы зооволонтеров также считает, что наше общество должно быть более гуманным, ведь зачастую при столкновении человека и животного так называемые конфликтные комиссии принимают решения о ликвидации последнего. Так, в зоне обитания амурского тигра отстреливают хищников, хотя в 99% случаев человек сам виноват в нападении на него. В нашей области, как правило, медведи могут выходить в жилые зоны. Это происходит либо из-за недостатка корма, либо, если животное ранено или его привлекают несанкционированные свалки на границе города и лесной зоны. Екатерина Карпенко уверена, что волонтеры могут вступать амбассадорами гуманного подхода, стать медиаторами между человеком и животными.

— Карен Даллакян и история тигра Жорика положили начало зоозащите в стране. Тогда не было социальных сетей, но, благодаря журналистам, люди поняли, что могут помогать и принимать активное участие в спасении животных. Карен Даллакян один из первых в стране поднял вопрос о том, что не нужно убивать раненое дикое животное. Речь идет об истории рыси Марыси. На конференции с президентом в 2020 году он рассказал, что у нас есть колоссальный трафик диких животных, который идет с кавказских республик на юг. Все это происходит с невероятной жестокостью. Здесь можно вспомнить и львенка Симбу. У нас есть зоозащитница Полина Кефер, основатель приюта «Наш дом», в 2016 году одна из первых в стране заявившая, что нельзя убивать собак, угодивших в отлов. Она сумела раздать около 200 собак. Я считаю, что Челябинск и должен быть такой точкой сборки для дальнейшего развития зоозащиты. У нас очень много кейсов, которые мы могли бы развивать, — подчеркнула Екатерина Карпенко.

В работе школы зооволонтеров активно участвуют общественники из Сатки, Миасса, Аши, Верхнего Уфалея, Коркино, Копейска. В Ассоциацию намерены вступить зоозащитники из Карелии, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Москвы, создатели приюта «Дино» из Волгограда. Они находятся в логистическом центре трафика диких животных с Кавказа. Две недели назад в приют «Дино» были доставлены львята и обезьянки, которых изъяли из автомобиля, ехавшего из Карачаево-Черкесии.

«Несчастные медведи есть везде»

Инициатива по созданию реабилитационного центра для медведей в скором времени будет озвучена властям. Пока решаются организационные вопросы. По словам Карена Даллакяна, от центра «Утес» уже получены необходимые рекомендации по строительству вольеров.

— Это очень актуально для нашей области, потому что несчастные медведи есть везде — во многих муниципалитетах, — говорит челябинский «доктор Айболит». — Хочется, чтобы в этом центре проходили реабилитацию и те медведи, которые из дикой природы попадают в руки человека. Чтобы не было таких случаев, когда животное отлавливают и потом помещают в зоопарк. Этот случай, связанный с челябинским зоопарком, вызвал очень большой общественный резонанс. Сейчас совершенно другие тенденции.

По задумке Центр должен быть расположен в горнозаводской зоне. Кто будет в нем работать? В первую очередь выпускники вузов с факультетов биологии.

— Мы будем мотивировать студентов последних курсов заниматься этой работой. В «Утесе» работают биологи-охотоведы, они будут помогать нам, наших студентов можно будет отправлять туда на практику, — подытожила Екатерина Карпенко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру