Высокие цены и ставки по кредитам стали причиной значительного снижения покупательского спроса. Продажи на рынке новых авто упали. Покупатели вынуждены переориентироваться на рынок машин с пробегом. И если сейчас хотя бы частично не восстановить производство и не наладить импорт, то автомобили для россиян могут стать роскошью. Однако, по словам руководителя центра развития автобизнеса банка «Открытие» Михаила Целковикова, избежать этого можно благодаря новым партнерам на Востоке. Также справиться с ситуацией поможет инициатива правительства в рамках легализации серого импорта.
Берут ли южноуральцы автокредиты?
В первом квартале года спрос на автокредиты в Челябинской области был неравномерным. С началом геополитического обострения потребители старались зафиксировать стоимость накоплений за счет крупных покупок. И автомобили не были исключением. Южноуральцы торопились приобрести их по старым ценам и кредитным ставкам.
А вот с приходом марта тренд поменялся. На это повлиял скачок цен на автомобили и увеличение ставок по кредитам до 25-35%. Так что снижение активности заемщиков в марте было закономерно, брать кредиты по рекордным ставкам решались не все. Тем более, что в новых условиях банки стали гораздо тщательнее оценивать платежеспособность заемщиков. Только в начале второго квартала наметился тренд на восстановление рынка.
В апреле сегмент автокредитования немного отыграл стремительное падение марта, но его показатели все еще в несколько раз ниже показателей 2021 года, и значительно ниже, чем показатели ковидного 2020-го. При этом всём на рынок автокредитования оказывают давление дефицит автомобилей, который еще не удается заместить за счет китайских производителей, все еще высокие ставки и падение покупательной способности населения.
Но есть и позитивные новости. По словам Михаила Целковикова, в апреле цены на некоторые модели основных популярных марок стали ниже мартовских на 15-18%. При этом эксперты говорят, что возврат к февральским ценникам мы уже точно не увидим. Хотя авторитейлеры корейских и китайских марок были вынуждены предоставлять скидки.
Прогноз по автокредитованию
Как рассказал руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» Михаил Целковиков, по итогам января-апреля этого года средняя стоимость автокредита, выдаваемого банком челябинцам, составила 1,24 млн рублей на новую машину и 715,6 тысяч рублей на автомобиль с пробегом.
- Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то показатель вырос на 31% для новых автомобилей и на 28% с пробегом. При этом в апреле по сравнению с мартом фиксируется тренд на снижение среднего чека, обусловленный несколькими факторами. Во-первых, это дальнейший сдвиг кредитных выдач в сторону авто с пробегом, где ценник традиционно ниже. Во-вторых, это ужесточение скоринговой политики банками, когда зачастую одобряются меньшие суммы. И наконец, это общий тренд на стабилизацию цен на рынке. В результате средний чек апреля по выданным в банке кредитам на новое авто составил 1,54 млн рублей по сравнению с 2 млн в марте, а по подержанным 793 тысяч рублей в апреле по сравнению с 818 тысяч в марте, - рассказал эксперт.
Популярные марки автомобилей на Южном Урале
По итогам периода с января по апрель 2022 года, больше всего жители региона предпочитают HYUNDAI, LADA и CHERY, KIA, SKODA. Это касается новых автомобилей, которые были куплены в кредит в банке.
- По сравнению с аналогичным периодом прошлого года LADA уступила лидерство HYUNDAI, а FAW покинула рейтинг, в который вошла SKODA. Присутствие в «топе» китайских марок наравне с традиционными лидерами рынка отечественными и корейскими авто является отражением растущего интереса россиян к авто из Поднебесной. На фоне дефицита автомобилей западных брендов и увеличивающихся цен на них «чайна-кары» пока выигрывают ценовую конкуренцию и есть в наличии. В топе самых популярных кредитных моделей новых автомобилей оказались: HYUNDAI Creta, LADA Vesta и HYUNDAI Solaris, KIA Rio, и CHEVROLET Cobalt, - рассказал Михаил Целковиков.
В сегменте автомобилей с пробегом, популярность которых у покупателей растет на фоне стремительного подорожания новых авто, в топе востребованных марок, купленных в кредит, находятся LADA, KIA, TOYOTA, HYUNDAI, RENAULT.
Покупать авто или нет
Михаил Целковиков отметил, что в настоящее время трудно дать прогноз по динамике роста цен. Дело в том, что пока существуют риски волатильности рубля к основным курсам валют. При этом дефицит автомобилей никуда не делся.
- Западные партнеры приостановили поставки, производство на многих заводах стоит, азиатским брендам необходимо время на то, чтобы увеличить ввоз и заместить объем конкурентов, механизм параллельного импорта пока еще на обкатан, - сказал эксперт.
Так что глобального падения цен на новые автомобили не будет. Скорее всего, оно будет местами по ряду брендов. Например, в рамках скидок от ценников, которые установлены на машины, закупленные на пике волатильности рубля, либо для стимулирования покупательского спроса. А вот цены на АСП уже скорректировались в апреле на 10-12%.
Так что, если есть необходимость в покупке автомобиля, то откладывать её не стоит, потому что проблемы авторынка не будут решены в ближайшие месяцы. Если купить новую машину сегодня, то есть возможность сэкономить на потенциальном росте цен. Или же стоит обратить внимание на рынок авто с пробегом.
Если покупку нового автомобиля еще можно отложить, то самое время позаботиться об уже имеющемся, а именно сделать необходимый ремонт, так как запчасти и комплектующие также продолжат дорожать.