Челябинский коллекционер хранит духи в холодильнике

Это необходимо, так как под воздействием солнечных лучей парфюм начинает разлагаться

В коллекции нашей героини насчитывается около 1,5 тысячи экземпляров духов, одеколонов и флаконов от них. Увлечение парфюмерией началось в 2014 году, с тех пор коллекция постоянно пополняется и обновляется. Увидеть ее часть можно на выставке в Челябинском музее изобразительных искусств. Здесь представлены более 700 образцов блистательной советской парфюмерии, начиная с самых ранних ее шагов вплоть до начала 90-х годов.

Это необходимо, так как под воздействием солнечных лучей парфюм начинает разлагаться
Фото Юлии Боровиковой.

«Ароматный» спецпроект

Галия Малоушкина – главный хранитель Центра историко-культурного наследия г. Челябинска, искусствовед, государственный эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры.

«Я начала собирать не парфюмерию, а упаковку от нее, но постепенно стала изучать и содержимое флаконов, – рассказывает Галия Малоушкина. – По первому образованию я историк, по второму – искусствовед. Для меня это очень интересная тема, ведь в советское время парфюмеры использовали разные стили и необычные приемы».

Уникальная экспозиция «Хронология чувств. Легенды советской парфюмерии» – специальный проект Челябинского музея изобразительных искусств. Ее открытие состоялось 21 мая и было приурочено к акции «Ночь музеев – 2022». На выставке представлена лишь часть коллекции Галии Малоушкиной – около 700 экземпляров духов, одеколонов, рекламной атрибутики парфюмерных фабрик, упаковки, флаконов из стекла, хрусталя, фарфора, бижутерии, этикеток советского периода.

«В рамках этого проекта, кроме самой выставки, мы также подготовили осмотеку, мастер-классы по изготовлению эксклюзивной парфюмерной экспозиции, лекции от экспертов, стилистов, – отметила заведующая научно-просветительским отделом ЧГМИИ, куратор выставки Виталина Силина. – Осмотека в нашем исполнении – это специальные стеклянные емкости с ароматов духов, с помощью которых можно послушать тот или иной аромат и разобрать его по нотам. Будет около 30 емкостей – от каждой фабрики по три аромата. Также на выставке представлена живопись, которая поможет посетителям выстроить ассоциации с тем или иным ароматом. Для каждого раздела подобраны полотна. На них изображены те, кто пользовался этим парфюмом: это и обычные женщины, и известные актрисы. Мы надеемся погрузить челябинцев в особую атмосферу запахов и чувств».

В «галерее запахов» посетители смогут «послушать» и «продегустировать» ароматы не только известных парфюмерных фабрик Советского Союза – «Новой зари», «Северного сияния», «Дзинтарс», «Алых парусов», «Уральских самоцветов», но и менее знакомых широкому кругу, таких как «Красная гвоздика», «Аромат», «Иверия», «Крымская роза», «Гюльшан», «Сувенир».

Фото Юлии Боровиковой.

Неповторимый советский парфюм

В коллекции Галии Малоушкиной есть немало уникальных экземпляров, выпущенных малыми партиями, например, парфюмерный набор «Русская красавица». Он был изготовлен специально для московской Олимпиады. Это духи и одеколон в изысканных флаконах в форме фигуры девушки в русском сарафане и кокошнике. Духи «Восход» от ленинградских парфюмеров, посвященные создателям космической отрасли. Парфюмерная упаковка сделана так, что мы видим, как отходят ступени ракеты во время старта. Флакон напоминает ракету. Еще одна редкость – духи «Бригантина», «Корабелла», «Огни маяка» Николаевской парфюмерной фабрики.

«У парфюмерных фабрик Советского Союза было свое лицо, свой неповторимый стиль, – говорит Галия Малоушкина. – Нельзя перепутать духи и одеколоны от фабрики «Новая заря» (Москва) и «Северное сияние». Ленинградские парфюмеры влюблены в свой город, они создавали ароматы, которые раскрывались именно в воздухе Ленинграда: холодном, свежем. Еще одна особенность этой школы – любовь к классической литературе. У них огромное количество парфюмерных творений, связанных со знаменитыми произведениями, например, Шекспира. Это духи «Офелия», «Гамлет», ну и набор «Ромео и Джульетта». Каждый из этих ароматов неповторимый, но раскрываются они тогда, когда их наносят вместе».

Коллекционер может часами рассказывать о флаконах удивительной красоты, в которых хранятся ароматы того времени.

«Самые ранние духи – это «Красный мак», созданные к юбилею революции к 1927 году, – Галия подходит к витрине, где стоят нарядные, красные коробочки и прозрачные флаконы. – Их создание было навеяно одноименной постановкой балета Рейнгольда Глиэра, посвященной любви китайской девушки и капитана советского судна. Конечно, стилизация под Китай присутствует в оформлении этого очень тонкого, богатого, терпкого, пряного аромата. Шрифт на коробочке напоминает китайские иероглифы, ее украшают шелковые кисти – так было принято оформлять парфюмерию до революции. Этот аромат – долгожитель – он выпускался до 1980-х годов. На выставке мы рассказываем и показываем, как менялся подход к дизайну парфюмерии. Посетители увидят «Красную Москву», выпущенную в 30-х, 50-х и 80-х годах прошлого века. Художник Владимир Колганов отступает от решения, озвученного Владимиром Евсеевым, и предлагает свое – минималистское, построенное на двух оттенках красного цвета, а на границе этих цветов появляется очень изящный золоченый зубец, который символизирует Кремль. В 80-е годы оформление духов еще раз меняется, а последний ребрендинг произошел в 90-е годы. Тьерри де Башмакофф, дизайнер парфюмерных флаконов и упаковки декоративной косметики, основатель креативного агентства Aesthete, обратился к первоначальному варианту».

Фото Юлии Боровиковой.

Как хранить духи?

«У меня в руках очень редкий флакон одеколона «Шипр», – Галия Малоушкина рассказывает об известном многим нашим читателям представителе коллекции. – О том, что это ранняя советская парфюмерия свидетельствует надпись на этикетке на французском языке. Они были созданы парфюмером Франсуа Коти. Рецепт одеколона восстановили на ленинградской фабрике. При создании композиции были использованы натуральные масла, вытяжки. Со временем жидкость изменила консистенцию: теперь она напоминает масло, но запах сохранил свое звучание. Современная парфюмерия невозможна без высокой химии, это синтезированные запахи, хотя в нишевой (эксклюзивные ароматы – Авт.) парфюмерии используются и натуральные масла».

Галия Малоушкина хранит свою коллекцию дома, на даче, на работе. Как сделать это без потерь запаха? По ее словам, нужна прохладная температура, под воздействием солнечных лучей парфюм начинает разлагаться. Первыми страдают цитрусовые ноты – верхняя часть пирамиды запахов.

«У духов есть свой возраст, они не хранятся вечно. В библиотеке запахов – знаменитой осмотеке в Париже – духи находятся в герметичных шкафах. Кстати, Россию представляет только «Красная Москва», – отметила коллекционер.

Сегодня купить винтажную парфюмерию можно только в специализированных интернет-магазинах. Стоит она не дешево, некоторые экземпляры можно приобрести на торгах за несколько десятков тысяч рублей. Галия Малоушкина подчеркнула, что советские фабрики выпускали ароматы миллионными партиями, а сегодня это невозможно сделать, так как нет такого количества парфюмеров, наши научно-исследовательские институты ориентированы на другое, ну и самое главное, нет промышленных мощностей.

«Раньше было около 40 фабрик, из них – 24 достаточно крупные. Сейчас я знаю только «Новую зарю», – рассуждает Галия. – За парфюмерией гонялись, ее доставали, иногда использовали в качестве взятки, но покупку могли позволить себе все. Принцип всеобщего равенства прослеживался в области образования, здравоохранения и парфюмерии».

В коллекции немало экземпляров 90-х годов прошлого века.

«В эти времена уже можно было говорить не только о своеобразной «усталости», о предвестнике конца, но и об удивительных взлетах. На фабрике «Северное сияние» создали духи «Эдита Пьеха», «Воздух осени». «Новая заря» представила аромат «Только ты» в удивительном флаконе», – подытожила коллекционер.

Выставка в Челябинском музее изобразительных искусств будет открыта до 26 июня включительно.

Фото Юлии Боровиковой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру