На Южном Урале может случиться пятибалльное землетрясение

Так утверждает учитель географии Михаил Ваганов

Михаил Ваганов – учитель географии в челябинской школе «Семь ключей» при Международном институте дизайна и сервиса. В этом месяце о нем много писали и говорили, ведь он стал победителем Всероссийского конкурса «Лига лекторов». В интервью «МК-Челябинск» педагог рассказал, как ему досталась победа и о собственных наблюдениях за природой Южного Урала.

Так утверждает учитель географии Михаил Ваганов
Педагог стал героем стрим-шоу "Поутру". Фото Юлии Боровиковой.

На встречу Михаил Ваганов пришел с 2,5-килограммовым шунгитовым кубом, символизирующим весомый вклад лекторов в дело просвещения. Такой сувенир получили все победители конкурса, организованного Российским обществом «Знание». А еще лидерам будет перечислено по 500 тысяч рублей. Михаил признается, что пока не получил их на руки, но, если все случится, то направит их на самообразование или покупку техники для записи видеоуроков, ведь именно с них все и началось.

– Как вы попали на конкурс?

– В конкурсе лекторов-просветителей принимало участие 5 тысяч человек из всех уголков России, из них 50 человек вышли в лидеры. Стать участником может каждый. Я – победитель второго сезона, а сейчас идет третий.

Все началось с пандемии, у нас в школе был дистант, а у жены, наоборот, работы прибавилось, потому что она медик. Мне нужно было вести онлайн-уроки, а так как у меня маленькие дети, приходилось параллельно и их развлекать. Я понял, что это ни к чему хорошему не приведет, поэтому по ночам начал записывать сам себя на видео. На случай форс-мажора, если я по какой-то причине не смогу вести уроки. Постепенно это вошло в привычку, а потом мои друзья предложили принять участие в конкурсе «Лекторы России». Я отправил ролик про масштаб на карте для пятиклассников. Первый этап удалось пройти, всего их было пять. На втором этапе нужно было провести урок в режиме онлайн. Я взял тему «Классификация стран мира». В полуфинале нас пригласили в Екатеринбург, где нужно было с другими участниками из УрФО читать лекции студентам. Я рассказывал о полярнике Отто Шмидте и арктической экспедиции челюскинцев. На лекции задавал нестандартные вопросы, как на своих уроках. Например, спрашивал у слушателей, знают ли они, что такое Лагшмивара. Это имя, которым называли мальчиков в 30-е годы прошлого века, а дословно оно переводится как «лагерь Шмидта в Арктике». Я пытался объяснить, почему люди давали такие имена, ведь в те годы они хотели воспитать «нового» человека. Конечно, такие приемы студентам понравились.

В финал конкурса попали 100 человек, которых распределили по 10 площадкам столичных вузов. Я попал в МФТИ и рассказывал о научных достижениях России в XXI веке с точки зрения географии. Моя тема звучала так – «Научно-технологическая карта».

– О достижениях южноуральцев тоже рассказывали?

– Конечно! Специалисты нашей медакадемии и челябинской клинической больницы создали аппарат «Биоискусственная печень». С его помощью можно прочищать кровь специальными реагентами, и, если у пациента высокая концентрация токсинов, он спасает жизнь. Всего я привел 15 примеров. Это и город Дубна, где в Объединенном институте ядерных исследований синтезировали сразу пять новых химических элементов, и город Певек на Чукотке, в порту которого находится российская плавучая атомная теплоэлектростанция.

– Кто оценивал выступления участников конкурса?

– Студенты и другие слушатели. Оценить лектора можно было с помощью QR-кода.

– Михаил, в каких классах вы преподаете, и почему решили стать учителем географии?

– Я даю уроки ребятам с 4-го класса (краеведение) по 11-й класс. Мой 97-летний дед, участник Великой Отечественной войны, тоже был учителем географии. Родители всегда ходили в походы и брали меня с собою. Мне не оставалось ничего другого, как выбрать географию.

– Какие разделы географии больше всего нравятся вашим ученикам?

– Все дети разные. Кому-то нравится картография – ее больше любят математики, кому-то – физическая география. Вместе с учениками мы изучаем минералы и горные породы – все, чем богата южноуральская земля. Вычисляем их твердость, спаянность, структуру. Кому-то нравятся наши работы по изучению воды из южноуральских озер. Мы берем пробы из разных источников, а потом делаем выводы, в каком озере хорошо бы искупаться, а какое – лучше обходить стороной.

– Заметны ли географические изменения на Южном Урале?

– Да, заметны. Взять наш любимый Таганай. Я поднимался на перья самой первой Двуглавой сопки. Сделал фотографии и сравнил их с фотографиями, которые делали еще мои родители. Перья начинают уменьшаться и на наших глазах разрушаться. Это нормально. И тоже землетрясение, которое произошло несколько лет назад в Челябинской области, говорит о том, что с вероятностью 1 к 10 000 может произойти землетрясение в пять или семь баллов, которое опять поднимет наши горы. Это может быть как через пять минут, так и через несколько тысяч лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру