Высокая кухня: как готовят бортовое питание в челябинском аэропорту

Идеальным обедом в самолете считается говядина в кисло-сладком соусе

Чтобы накормить пассажиров одного самолета, нужно задействовать не менее 25 человек: поваров, комплектовщиков, разнорабочих, кладовщиков, менеджеров. В челябинском аэропорту за сутки могут приготовить пять тысяч порций различных блюд! Цех бортового питания занимает почти 1500 квадратных метров и работает круглосуточно. Чем кормят пассажиров и от чего зависит рацион, разбирался корреспондент «МК-Челябинск.

Идеальным обедом в самолете считается говядина в кисло-сладком соусе
Фото: Петр Сафронов

Тысячи рецептов для пассажиров

Цех бортового питания аэропорта имени Игоря Курчатова был основан в 2013 году. Это совместное детище компании «Новапорт Холдинг» и оператора в сфере бортового питания LSG Group. Огромное помещение состоит из нескольких зон: мясного, кондитерского, горячего, холодного цехов, помещения для комплектации заказов. В оперативном штабе диспетчер принимает заявки на питание и регулирует процесс приготовления. Кстати, практически все сотрудники бортового цеха владеют базовыми навыками английского языка. Во-первых, это положительно влияет на имидж компании. Во-вторых, необходимо для работы со спецификацией продукции, которая, как правило, составлена на двух языках.

— Обратите внимание: нельзя заходить с накрашенными ногтями, украшениями, только с обручальным кольцом без камня, — говорит Наталья Коробейникова, начальник цеха.

Самый «вкусный» — кондитерский цех. Здесь выпекают хлеб, булочки для сэндвичей и различные лакомства: бисквит с клубничным джемом, маффины, круассаны, корзиночки с вареной сгущенкой, фонданы.

В цехе горячего питания установлены вместительные камеры быстрого охлаждения. Оказывается, все блюда сразу же после приготовления нужно охладить до температуры + 5°C. Екатерина Пивоварова, менеджер по качеству, достает специальный игольчатый термометр. После антибактериальной обработки термометр помещают в блюдо, которое находится в камере быстрого охлаждения. Термометр показывает 23°C — доставать еще рано.

— На нашем предприятии строго соблюдаются нормы ХАСПП и СанПиН, — рассказывает Екатерина. — Ежемесячно мы делаем смывы с продукции для Роспотребнадзора, кроме того, с каждого рейса оставляем блюда, которые хранятся неделю. Если кто-то из пассажиров пожалуется на плохое здоровье после обеда, то это поможет нам установить причину. К счастью, таких инцидентов не возникало. Еще мы проходим независимую проверку для подтверждения сертификата ХААСП. Это система оценки качества и критических контрольных точек. Под критическими точками подразумевается времянахождение продукта вне холодильника, например, в автомобиле службы доставки. Измеряем температуру на каждом этапе с помощью инфракрасных термометров. Все только что приготовленные блюда сразу же отправляются в холодильник, причем все емкости для хранения неглубокие — для равномерного охлаждения. Болезнетворные бактерии очень любят температуру воздуха от +5 до 65°C — нужно максимально снизить этот риск.

Поэтому даже выпечку в бортовом цеху хранят в специальной холодильной камере. За годы работы здесь разработали более тысячи рецептов различных блюд. Меню составляют с учетом всех пожеланий авиакомпании. Иногда поварам приходится готовить и изысканные блюда.

Екатерина Пивоварова подчеркивает, что меню составляется с учетом всех пожеланий авиакомпании.

Индейка для первых лиц государства

— Наш цех обслуживает все авиакомпании, которые базируются в аэропорту, включая чартерные рейсы и рейсы бизнес-авиации, — поясняет Евгений Андрианов, генеральный директор компании «Челябинск Кейтеринг». — Мы готовим для первых лиц государства, а также руководителей Минобороны. Поэтому регламент приготовления очень строгий, а еще мы часто угощаем пассажиров блюдами ресторанного уровня.

Какие самые сложные блюда приходилось готовить сотрудникам бортового цеха? Евгений Андриянов вспомнил жареную индейку для vip-гостей:

— Ее приготовление заняло несколько часов, это был самый сложный и интересный заказ, — признается он.

По словам Евгения Андрианова, они часто угощают пассажиров блюдами ресторанного уровня.

Наталья Коробейникова, начальник цеха, добавила к этому списку салаты из семги со множеством ингредиентов для пассажиров бизнес-класса:

— Мы согласовываем меню с каждой авиакомпанией. У нас есть меню для мусульман, вегетарианское, безглютеновое, детское, — отметила она.

Многие продукты запрещено поднимать в воздух. В этот список входят свинина, кремовая начинка, грибы, блюда, не прошедшие термическую обработку, а также те продукты, которые могут вызвать аллергию, например, орехи. Дело в том, что человеку может стать внезапно плохо, а оказать первую помощь на борту будет просто не кому.

Евгений Андрианов раскрыл секреты «высокой кухни». Оказывается, в воздухе вкус многих блюд изменяется.

— Наверное, вы замечали, что многие пассажиры самолетов пьют много томатного сока на борту. Это связано с тем, что в воздухе меняется уровень соли в продуктах — ее нужно добавлять больше, чем обычно. Также при приготовлении нужно учитывать, что блюда будут разогревать, значит, нельзя использовать сухие продукты. Именно поэтому я рекомендую заказывать говядину в кисло-сладком соусе, на втором месте моего личного рейтинга рыба, а уже на третьем — курица. Но конечно же, любой пассажир, отправляясь в путешествие, рассчитывает на то, что ему на борту подадут касалетку (алюминиевый контейнер, в котором подаются горячие блюда — Авт.) с вкусной едой и томатным соком или чаем с лимоном, — подытожил он.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру