Прошлое в настоящем: в Кыштыме на предприятие-легенду организовали экскурсионный маршрут

Корреспондент «МК-Челябинск» вместе со специалистом раскрыла тайны старого завода

История Кыштыма неотделима от истории завода, основанного здесь в XVIII веке Никитой Демидовым. Город рос вокруг предприятия, которое было его сердцем, исправно бившимся веками и бьющимся до сих пор. И хотя изменилось название – Верхне-Кыштымский чугунолитейный и железоделательный завод стал Кыштымским машиностроительным объединением, главные индустриальные объекты удалось сохранить.

Корреспондент «МК-Челябинск» вместе со специалистом раскрыла тайны старого завода
Сегодня завод Демидова называется так. Фото автора

Более того, на предприятие-легенду создан экскурсионный маршрут. Как рассказала директор центра развития туризма Кыштыма Алина Шмарина, уже с августа все желающие смогут побывать на заводе Демидовых. Корреспонденту «МК-Челябинск» посчастливилось одной из первых прикоснуться к тайнам демидовских подземелий, не дожидаясь официального открытия экскурсии.

Фонтан на площади возле завода. Это конструкция конца 18 века изначально была установлена для определения уровня воды в водоемах.

Не словами, а делами

Фамильный герб известнейшей промышленной династии Демидовых гласит: «Acta non Verba» – «Не словами, а делами». Никита Никитич Демидов подтвердил этот девиз собственным примером. Когда по семейной традиции наследство досталось старшему сыну, младший Никита получил от папы лишь небольшое предприятие, несколько торговых лавок и пожелание удачи. Однако обиженный сын смог самостоятельно стать крупным заводчиком, на деле доказав, что предприимчивость – главная черта их рода.

Вода

Верхне-Кыштымский чугунолитейный и железоделательный завод был открыт в 1757 году. До этого Никита Никитич основательно занимался гидрологией Кыштыма, поскольку именно вода должна была стать ключевым механизмом предприятия. Остановится поток – встанет завод. Поэтому весь округ превратился в Венецию с организованной системой провода воды через озера, а реки обросли плотинами и каналами.

Плотина на слиянии рек Егоза и Кыштымка стала основой завода. Цикл производства построен на энергии воды. Арочный туннель плотины длиной более ста метров, он выложен гранитными блоками, каждый весит несколько тонн. Их соединяли без раствора, просто тщательно подгоняя один к другому. Работа адская и при этом выполненная с ювелирной точностью. Плотина работает без существенных изменений в конструкции вот уже 267 лет.

Та самая плотина, на которой основано производство.

Огонь

Строительство завода на площади в 16 гектаров шло ударными темпами. Построены три домны, десять молотов, установлены котлы воздуходувной машины. Среднесуточная мощность трех домен - более 700 пудов чугуна. И вот уже готова первая продукция высочайшего качества, на ней красуется фирменное клеймо завода Никиты Никитича «Два Соболя». Количество соболей явно неслучайно – на клейме его отца-промышленника соболь только один.

Через год, летом, на заводе произошел страшный пожар. Причиной стал неостывший шлак, а поскольку производственные помещения были деревянными, огонь быстро распространился по территории предприятия.

После пожара Никита Никитич отдал завод одному из сыновей, тоже Никите Никитичу.

Наследник смог восстановить предприятие, отстроив все из кирпича, чтобы не допустить повторения огненной трагедии, сделав его одним из лучших в стране. При этом сам Никита Никитич-младший жил при заводе, в той самой усадьбе Демидовых, в «Белом доме», который стал символом Кыштыма и изображен на гербе города.

Белый дом хозяев завода построен практически на территории предприятия.
  

Ничего личного

В первый раз пугачевцы появились в Кыштыме в январе 1774 года, и два с половиной месяца власть на заводе находилась в руках повстанцев. Этому поспособствовали сами рабочие, жизнь которых была нелегкой из-за изнурительного труда на предприятии и строгой дисциплины. Они поверили, что при новом царе им будет легче, присоединились к восставшим, да еще и передали Пугачеву готовые пушки, отлитые на заводе.

Но бунт был подавлен, а рабочим предательство не простили. Для хозяина завода Никиты Никитича-младшего произошедшее вообще стало настоящим ударом – он искренне полагал, что делает все возможное для своих работников, строит школы и больницы, создает все условия для нормальной жизни. Если до восстания Демидов на заводе практически жил, то после – потерял к предприятию интерес, уехал в Москву и полностью доверил дело приказчикам. Словом, кыштымский завод стал для него «просто бизнес и ничего личного».

Хотя есть версия, что без личного тут все же не обошлось. Равнодушие к делам могло быть связано с любовной драмой Никиты Демидова-младшего. Сорокалетний промышленник влюбился как мальчишка. Тридцатилетняя красавица Софья Ширяева была из купеческой, но обедневшей семьи. Братьям возлюбленной Демидов за бесценок продал два железоделательных завода - Васильево-Шайтанский и Верхне-Шайтанский (город Первоуральск. – Авт.).

В обмен он получил в жену Софью. Ей Никита Никитич-младший подарил два дома в Москве, несколько тысяч крепостных, осыпал драгоценностями, но взаимности от жены так и не дождался. Она сбежала от супруга с любовником, прихватив деньги и подарки. Потом вернулась, но с долгами, которые любящий до одурения муж тут же оплатил. Дальше начались скандалы, сцены ревности и побои, которые привели к новому побегу Софьи с новым любовником. Все закончилось скандальным расставанием. Возможно, Демидов просто не смог дальше оставаться в Кыштыме, где гулял по парковым аллеям со своей Софьей, и уехал в Москву подальше от тяжелых воспоминаний.

Кыштымский зверь

Детей в браке у Никиты Никитича-младшего не было. Он умер в 76 лет, Кыштымский завод был передан дальнему родственнику Петру Григорьевичу Демидову. Тот продал предприятие купцу Льву Расторгуеву. Новый хозяин бывал в Кыштыме наездами, а заводом управлял его родственник. Порядки были жесткие, люди работали с утра до ночи, с невыполнимыми нормами и большими штрафами. Начались волнения, но их подавлял уже другой хозяин. Расторгуев умер, завод перешел его дочери, которая вышла замуж за Александра Зотова. Его отец, Григорий Зотов, и стал управляющим предприятия.

Григорий Зотов сам когда-то был крепостным, потом получил вольную, поскольку показал себя эффективным управленцем. Только эффективность эта была построена на нечеловеческой жестокости – побоях, пытках, убийствах. Во время экскурсии можно спуститься в подвалы, где Зотов держал провинившихся рабочих.

В этих тесных, темных камерах люди сидели на цепях и покорно ждали своей участи. В башне у пруда находилась пыточная, откуда живыми уже не выходили. Трупы зашивали в рогожу, а страшные окровавленные кули сбрасывали в воду. Когда была спущена вода с кыштымских прудов, оказалось, что дно буквально усеяно человеческими останками. «Кыштымский зверь» - под таким прозвищем Григорий Зотов вошел в историю Верхне-Кыштымского чугунолитейного и железоделательного завода.

Толщина стен в камерах полтора метра.

Настоящее время

Сейчас завод выпускает оборудование для горнодобывающей отрасли. По словам генерального директора АО «Кыштымское машиностроительное объединение» Юрия Еремина, к объектам культурного наследия на предприятии относятся трепетно.

«История завода — неотъемлемая часть истории города и наоборот, — говорит он. — У людей появится уникальная возможность увидеть постройки XVII-XIX веков. Поэтому мы были рады перспективе организовать экскурсионный маршрут по территории завода».

Похоже на советский санаторий. А это завод.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру