— Александр, поздравляем вас с победой. Почему вы решили участвовать в «Учителе года»?
— Когда я только пришел в школу, то участвовал в «Педагогическом дебюте». Тогда на региональном этапе стал лауреатом и поставил себе цель набраться опыта и вернуться снова, чтобы заявить о себе. С тех пор прошло шесть лет. За эти годы я понял, что могу многому научить и многое рассказать.
— Поделитесь планами на федеральный этап конкурса?
— Мне предстоит много работы — единственное, что могу сказать. За время участия в конкурсе понял, чего не хватает. Я буду активно готовиться к федеральному этапу.
Мне кажется, что все конкурсы профессионального мастерства оцениваются субъективно. Здесь ничего нельзя предугадать, как бы ты к нему ни готовился. Однако мне хочется показать результат, и я буду стараться!
— В системе образования постоянно происходят какие-то изменения. В своей работе вы используете альтернативные способы преподавания?
— У меня есть группа во «ВКонтакте», где я размещаю домашние задания и внеурочные материалы. Дети тоже могут там взаимодействовать со мной: пишут сообщения, задают вопросы по домашнему заданию.
— После обучения в ЮУрГГПУ вы вернулись работать в родной город. Почему?
— Я достаточно консервативен. Не хотелось менять область, потому что на Южном Урале меня все устраивает. Остался в Еманжелинске из-за родителей и собственного жилья. Все-таки намного проще, когда родные рядом, а ты не тратишь деньги на аренду.
К тому же Еманжелинск повлиял на то, кем я стал. В нулевые годы не было повсеместного доступа к интернету, и мы все свободное время проводили на улице. Мне были интересны места, где развивается жизнь: что-то растет, бегает, ползает.
Еманжелинск — это мой дом, откуда не хочется уезжать. Здесь я могу показать ученикам, где растет то, что они видят в учебниках.
— Как современного школьника привлечь к изучению предмета?
— У нас в районе высокий уровень немотивированных детей. Эта проблема наблюдается по всей стране. Ребята не видят смысла в обучении. Я думаю, что с детьми надо общаться. Они ходят в школу, чтобы поговорить друг с другом. Получение знаний для них является второстепенной задачей. Думаю, им надо дать то, зачем они идут. Сначала пообщаться, а после плавно заниматься уроками.
Лично я сначала общаюсь с учениками. Обычно делаю это на переменах. По возможности стараюсь смотреть то, о чем мы с ними говорим: сериалы, мемы, компьютерные игры. Само собой, мне не всегда все кажется интересным.
Однако если вникнуть и находить в этом связь со своим предметом, дети будут заинтересованы. Я не строю так все свои уроки, но фрагментарно это присутствует. Потом дети сами приходят и говорят, что где-то заметили, что с точки зрения биологии неверно.
— Как еще можно заинтересовать ребенка?
— Проводить внеурочные занятия на улице. Правда, это возможно только осенью и в конце года. Так, я вывожу классы на улицу в школьный двор и объясняю, где и что находится. Без практикоориентированности никуда!
— Расскажите о своих увлечениях?
— Я веду волейбольную секцию в школе. У меня есть две группы — женская и мужская. А еще сам играю за ветеранов.
— Как так получилось, что учитель биологии тренирует юных волейболистов?
— Однажды мне захотелось взять и набрать секцию. Дело в том, что у нас в районе волейбол не развит, а я этот вид спорта люблю, да и дети им хотят заниматься.
Мне помогает это воспитывать детей. На тренировках мы встречаемся с ними в неформальной обстановке.