Челябинский эксперт по инклюзивному образованию взяла шефство над 12 регионами

На местах применяется уникальный опыт практической работы Южного Урала

В этих территориях проводится большой объем работ для внедрения ресурсных классов. Об этом «МК-Челябинск» рассказала председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.

На местах применяется уникальный опыт практической работы Южного Урала
Фото: Олег Каргаполов.

По ее словам, сейчас много обучающих курсов, однако уникальным является именно опыт практической работы в Челябинской области. В качестве примера эксперт привела сотрудничество с Курской областью. В данной территории на уровне региональных властей разрабатывается дорожная карта, которая позволит развивать инклюзивное образование за счет открытия ресурсных классов и групп. «Это редкий случай, когда власти региона начали не с создания единичной истории, а подошли системно и сразу решили масштабно внедрять опыт. Меняется не только пространство, но и опыт работы – наставничества. Органы государственной власти видят, что эта модель «ресурсного класса для особых детей» эффективна для всей школы. Значит можно говорить, что проект идет с пользой и для детей, и для педагогической системы в целом», - считает Елизавета Кириллова.

В рамках проекта «Пять шагов к ресурсному классу» организован обучающий курс, продолжительность которого составляет один месяц. После этого эксперт по инклюзии работает в формате наставничества. «Преимущественно я сотрудничаю с регионами ВОРДИ. Эта организация имеет свои подразделения в 74 регионах. Ее председатель Елена Юрьевна Клочко считает наш опыт запуска ресурсных классов эффективным», — говорит собеседница издания. К слову сказать, за 1,5 года работы курса обучение прошли родители особых детей из 27 регионов страны.

Подобный формат проработки необходим по нескольким причинам. Допустим, не все знают, что ресурсный класс позволяет организовать особый подход к ребёнку с инвалидностью. Дело в том, что для таких детей разрабатываются и пишутся индивидуальные образовательные программы. Более того, потом их навыки развиваются благодаря взаимодействию с обычными ребятами. «В процессе общения особенные дети отлично копируют разные вещи: они лучше занимаются на уроках, нарабатывают навыки коммуникации на переменах», - отмечает Елизавета Кириллова.

Впрочем, подобный формат полезен не только из-за совместного обучения. Оказывается, нормотипичные дети начинают более толерантно относиться к особенным сверстникам.

«В законе об образовании прописано, что все дети могут обучаться инклюзивно. Однако там не прописаны механизмы, как это организовать. Многие регионы с этим буксуют, – признает эксперт. – Обычно инициатива исходит от родителей. Ведь именно они знают, что лучше всего подходит их детям».

Однако одного желания со стороны родителей для запуска ресурсного класса недостаточно. Также необходимы поддержка со стороны школы, финансирование со стороны органов государственной власти и привлечение экспертов и технологий. «В каждом регионе одна, две или сразу три клавиши инклюзивного рояля западают, а сыграть на нем получится только при работе всех», – подчеркивает собеседница издания.

По словам Елизаветы Кирилловой, в этом году должны открыться ресурсные классы в Петропавловск-Камчатском. В планах – работа по сопровождению этих регионов, которая уже наработана «Открытым сердцем» в Челябинске. Так, одним из последних проектов в столице Южного Урала стал ресурсный класс в школе –интернате спортивного профиля Ленинского района. В этом учебном заведении требовалось выстроить процессы эффективного взаимодействия внутри команды педагогов. Важно, чтобы учителя поддерживали хорошие отношения: это влияет напрямую на качество обучения и интересы детей, важно помочь выстраивать коммуникацию между ними. Благодаря позитивному настрою администрации школы и всего педагогического состава школы удалось им помочь. Именно эту работу предстоит выполнить челябинскому эксперту в Петропавловск-Камчатском.

Также ожидается, что в этом году откроется ресурсный класс в Новокузнецке. Есть планы по запуску проектов и на 2024 год. Например, сейчас идет формирование команды родителей в республиках Хакасия и Кабардино-Балкария.

К слову, в Челябинской области до 2024 года должны быть открыты еще 12 ресурсных классов. Так, они появятся в Южноуральске и Еткульском районе. В этих территориях сейчас есть острая необходимость в их открытии. Этот формат, как считает Елизавета Кириллова, должен быть доступен в разных городах и районах области. Однако в данном вопросе нельзя ни в коем случае торопиться. Процесс запуска и подготовки должен быть качественным. Так, педагогам нужно обязательно пройти обучение на курсах по прикладному анализу поведения; а родителям учиться, как формировать инклюзивную школу в той школе, куда пойдут их дети.

«Мы гордимся, что благодаря системному подходу, который поддержал губернатор Челябинской области Алексей Текслер и приняло министерство образования и науки, на каждого особого ребёнка, который идёт учиться инклюзивно, увеличено финансирование, - радостно отмечает Елизавета Кириллова. - Раньше на детей из ресурсных классов шло финансирование, как и на обычного ребенка. Однако педагогам таких ребят требуется более высокий уровень подготовки, необходима поддержка опытных экспертов и создание инклюзивной среды».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру