Об этом, в частности, зашел разговор в прямом эфире проекта «Большая редакция», выходящего на «Гранада ТВ». Гостем программы был новый мэр Миасского городского округа Егор Ковальчук. Миасс и его окружение — одни из любимых мест среди туристов на Южном Урале. Это неудивительно: под боком Ильменский заповедник со своими россыпями самоцветов, уникальное озеро Тургояк, масса туристических баз и комплексов...
Туризму мешает менталитет
— Миасс — это рекреационная территория, — заявил Егор Ковальчук, отвечая на вопрос, в каких направлениях он видит развитие этой части южноуральской земли. — Густонаселенный город с хорошей экологией и природой, которая начинается буквально за окном. По факту, нравится это кому или нет, но это — промышленный и рекреационный туристический центр. С этим бесполезно спорить, это именно те компетенции, которые будут развиваться в этой части Челябинской области независимо от чьего-либо желания.
Надо отметить, что, несмотря на свою очевидность, у этих двух направлений развития Миасса — промышленность и туризм — есть свои критики. Но оставим сегодня за скобками промышленную политику и сосредоточимся на туристической составляющей. Тем более в разговоре с Егором Ковальчуком ей было посвящено немало времени.
Одна из местных жительниц прислала на прямой эфир вопрос, в котором содержалось предложение запретить въезд для туристов на Тургояк.
— Сколько можно терпеть эти толпы народа, — заявила зрительница. — Нужно создавать места отдыха для горожан, а не прогибаться перед приезжими.
— Действительно, та инфраструктура для летнего отдыха, которая сейчас имеется на Тургояке, не рассчитана на такой поток туристов, — признал Егор Ковальчук. — Чтобы просто закрыть Тургояк, лично я не вижу ни юридической, ни физической возможности. Мало того, мы же понимаем, что наш отечественный турист упорен, подготовлен, квалифицирован, что он пролезет туда, куда в принципе невозможно пролезть. Поэтому основная задача заключается в создании более правильных и более цивилизованных условий для отдыха. Нужно, конечно, и некое регулирование потоков приезжающих, хотя, повторюсь, что это достаточно сложно. И законодательство в сфере непростое, против работает и менталитет жителей, которые в принципе не готовы к тому, что многие услуги могут быть платными.
Но я опять обращу внимание на то, с чего начал: Миасс и Тургояк уже по факту являются туристическими центрами. Этот процесс не вчера начался, его невозможно закончить по щелчку пальцев, просто нереально. Поэтому мы будем работать на развитие условий для отдыха и для приезжих, и для горожан.
Так, например, сейчас поставили для себя задачу создать еще несколько пляжей на городских прудах (в Миассе их два) и карьере. Они должны будут стать определенной альтернативой городскому пляжу на Тургояке. Я согласен, что в последние выходные, на нашем озере по количеству людей было как в Анапе.
Говоря о толпах отдыхающих, которые съезжаются в жаркую погоду под Миасс со всей Челябинской области и соседних регионов, градоначальник все же призывает туристов иногда опираться на здравый смысл, когда они принимают решение, куда поехать отдохнуть.
— Если ваш навигатор, средства массовой информации, буквально все и все показывают, что в миасском направлении пробка на два часа, то поехать в эту сторону, значит гарантировано в нее встать, — говорит Егор Ковальчук.

Новые базы в старых местах
Однако другим зрителям, которые присылали свои вопросы на «Большую редакцию», напротив, хотелось, чтобы Миасс не закрывался от туристов, а развивал это направление. Так, в одном из вопросов, например, содержалось предложение о создании специальной уличной навигации для туристов, чтобы им было легче находить дорогу на пляжи, к музеям, другим достопримечательностям этого уголка Южного Урала.
— Смотрите, какие взаимоисключающие вопросы у нас возникают, — обратил внимание глава города. — Один говорит, а давайте все закроем, другой — а давайте комфортнее доедем. Безусловно, городская навигация — одна из задач, которая стоит перед местной администрацией. Это один из компонентов повышения туристической привлекательности наряду с дорогами, парковками, сервисом… С другой стороны, если бы я лично для себя решал задачу, куда и как удобнее добраться, то я, скорее всего, пользовался бы навигатором в своем смартфоне, а не городскими указателями.
На усиление работы по информационной раскрутке Миасса для привлечения туристов был направлен еще целый ряд вопросов, поступивших на прямой эфир. По мнению Егора Ковальчука, подход в этой теме может быть только один: прежде чем куда-то кого-то привлекать, нужно создать условия.
— Потому что можно туриста затянуть, но расстроить его так, что он больше никогда не вернется сюда, оставшись исключительно с негативным впечатлением об этом месте, — уверен градоначальник. — Та инфраструктура, которая на том же Тургояке уже имелась еще с советских времен, в настоящее время очень активно реконструируется. Здесь в уже сложившихся местах отдыха создаются новые отели, базы, которые предназначены для организации комфортного отдыха туристов. Но дополнительно тянуть сейчас туристов в Миасс я не вижу острой необходимости. Что мы решим этим? Скорее всего, просто перегрузим существующую инфраструктуру и не оправдаем ожиданий туристов. Но, повторюсь, эта ситуация активно меняется, и, чем больше запрос на отдых вокруг Миасса, тем больше создается цивилизованных для этого возможностей. Этот процесс идет прямо сейчас. Мы сейчас здесь сидим и разговариваем, а где-то в этот момент идет строительство современных баз отдыха.

Кто давит на озеро?
Один из вопросов, который также завязан на развитии туризма в этой части Южного Урала, — экологическое благополучие озера Тургояк. Копий вокруг этого вопроса сломано немало, периодически вокруг него поднимаются острые дискуссии, звучат обвинения в экоугрозе для знаменитого озера — то в сторону туристов, то в сторону туристического бизнеса, то в сторону населения.
— Задача сохранения экологического благополучия на озере Тургояк, несомненно, стоит, — подчеркнул Егор Ковальчук. — Есть очевидная нагрузка на водоем от приезжающих туристов, есть не столь очевидная. Например, тот же поселок Тургояк сегодня не оснащен централизованной канализацией. Весь частный сектор, который отдыхающие проезжают, когда едут от городского пляжа примерно до Золотого пляжа, не подключен к системе. Если базы отдыха, отели, расположенные в этих местах, имеют канализацию, то обычные дома лишены ее. Там пользуются так называемыми септиками. Но обратите внимание, когда снова поедете туда, много ли вы встретите ассенизаторских машин в этом районе. Отвечу: немного. Причина в том, что либо случайно, либо не очень случайно, но многие из этих септиков почему-то оказываются дырявыми.

Однако всю ответственность за загрязнение Тургояка не стоит перекладывать на местных жителей. Вклад туристов в этот вопрос тоже немалый. Те же аквалангисты, которые облюбовали подводные просторы этого озера, отмечают, что дно водоема в отдельных местах буквально усыпано бытовым пластиком: бутылки, стаканы, тарелки, пакеты…
— И этот мусор практически вечен, — констатировал мэр Миасса. — Откуда он здесь, понятно. Например, туристы, которые отдыхают на Тургояке зимой, часто оставляют это «добро» на льду. По весне оно уходит на дно.
Летом отдыхающие на побережье, либо на плавсредствах катающиеся по озеру тоже бросают свой мусор. Речь идет по большому счету о безответственном отношении к окружающей среде. Нормальный человек соберет мусор, возьмет его с собой в машину или отнесет в ближайшую урну, контейнер, то есть приложит усилия, чтобы его грамотно утилизировать. Человек безответственный сделает все наоборот — бросит там, где только что отдыхал.
Свою задачу в этом вопросе власти видят в первую очередь в создании инфраструктуры по приему мусора и ее нормальном функционировании — оперативном и качественном. Сейчас требования к любой базе отдыха, инфраструктуре, которая занимается приемом туристов, — это не только наладить канализование, но и организовать вывоз коммунальных отходов. По поселку Тургояк мы ставим задачу провести централизованную канализацию, а у жителей будет задача подключиться к ней.
Конечно, состояние озера зависит от многих факторов: погодных условий, температурного режима. Озеро мелеет, но происходит это сегодня не только с Тургояком, а со многими южноуральскими озерами. Сказывается целая серия маловодных лет. Но только на природу в этом вопросе человеку, конечно, кивать нельзя. Именно люди способны, как сохранить этот уникальный уголок южноуральской природы для будущих поколений туристов, так и уничтожить его.
