А поводом послужил фестиваль земских учителей в Саткинском районе. 56 педагогов обменивались опытом, слушали авторитетных наставников, а позже побывали на экскурсии в Сатке, где познакомились не только с местными достопримечательностями, но и с работой системы образования города.
В 2020 году в регион приехало 76 педагогов из Казахстана, Таджикистана, Чечни, Дагестана, с Дальнего Востока и других субъектов и регионов нашей страны. В этом году – 76 земских учителей. В ведомстве постоянно мониторят потребности муниципалитетов, но многое зависит, конечно же, от них самих. Поэтому, едут в первую туда, где дают жилье.
«В этом году по программе «Земский учитель» в трех школах района будут работать четыре новых педагога. Отлично поработали специалисты управления образования и директора школ – закрыли вакансии учителей математики, иностранного языка, начальных классов, – рассказывает Светлана Маклакова, начальник управления образования Красноармейского района. – Больше всех повезло Донгузловской школе: у них целых два специалиста. К сожалению, все проблемы решить не удалось. В школах не хватает учителей истории, русского языка, математики, обществознания, начальных классов. Скажу так, что «везет» тем школам, где в сельских поселениях есть муниципальное жилье. Не готовы наши специалисты тратить средства на съемные квартиры. Поэтому тесно сотрудничаем с главами сельских поселений, помогает глава района. Решается вопрос о выделении муниципального жилья для педагогов в домах-новостройках».
Светлана Маклакова отметила, что иногда и наши специалисты уезжают в другие регионы. Так, например, из Красноармейского района уехал учитель работать в Ленинградскую область. Евгений Жоров, проректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, считает, что эта программа играет большое значение в профессиональной миграции между регионами. Педагоги едут, чтобы поменять климат, социальную обстановку, получить новые возможности, карьерные перспективы А вот в небольшие территории своего региона выпускники вузов не заманишь.
«Для развития программы нужно много работать над привлекательностью региона в целом. Речь идет о геобренде, развитие развитием социальной инфраструктуры, среднем уровне заработной платы, экологической обстановке. Именно привлекательность того или иного региона для жизни выступает, на мой взгляд, решающим фактором принятия решения о профессиональной миграции, в том числе в сельскую местность», – отметил он.
Николай Махнев, исполнительный директор проекта «Сельские школы РФ», руководитель проектов фонда «Институт воспитания строителей страны» (г. Миасс), считает, что все зависит от рекламы самого образовательного учреждения, а также от освещения этой темы в СМИ.
«Предложения нашего проекта "Сельские школы РФ" сельским школам Челябинской области поработать по этой тематике пока не находят отклика. Наш призыв - научиться рассказывать о своих школах ярко и интересно на различных ресурсах пока не услышан. И министерство образования региона так же не взаимодействует с нами по представлению сельских школ в общественном пространстве с целью привлечения учителей в школы региона. Поэтому, на наш взгляды, нужно менять подходы, показывать школы и их возможности в разном ключе», – подчеркнул эксперт.
Сергей Буяков, председатель комитета Законодательного Собрания Челябинской области по социальной политике отметил эффективность программы «Земский учитель», но пояснил, что депутаты и власти должны продолжать работу над ее совершенствованием.