— Карен Карленович, каковы результаты работы прокуроров по борьбе с коррупцией в этом году? Какие нарушения законодательства о противодействии коррупции выявлялись?
— Мы последовательно наращиваем усилия в области противодействия коррупции по всем направлениям. По итогам проведенных проверок прокурорами только в текущем году выявлено свыше 2000 нарушений антикоррупционного законодательства, вынесено 1500 актов прокурорского реагирования. К мерам дисциплинарной ответственности привлечено более 800 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 69 должностных и юридических лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 24 уголовных дела.
Выявлены неединичные факты нарушений, обусловленные конфликтом интересов. Все чаще по представлению прокуроров чиновники увольняются со службы за коррупционные правонарушения с формулировкой «в связи с утратой доверия».
— Скажите, пожалуйста, работников каких органов в этом году больше всего уволено в связи с утратой доверия?
— В этом году по инициативе прокуроров уволено по утрате доверия 10 лиц. В одном случае мы добились изменения формулировки увольнения в судебном порядке. Это Красноармейский район, где один из глав сельских поселений параллельно занимался предпринимательской деятельностью. Представительный орган освободил нарушителя по собственному желанию, но мы в суде добились изменения формулировки увольнения на утрату доверия. Апелляционный суд встал на нашу сторону. Говоря о категории лиц, в отношении которых приняты такие решения, можно уточнить, что это в большинстве муниципальные служащие, депутаты, главы поселений.
— Как вы оцениваете состояние коррупционной преступности?
— Трудно давать оценку уровню коррупции, поскольку имеющаяся статистика не всегда отражает реальный масштаб совершаемых деяний с учетом их высокой латентности.
За 10 месяцев текущего года правоохранительными органами выявлено 832 преступления коррупционной направленности, это на 4% больше, чем в прошлом году (тогда выявлено 725 преступлений).
Рост произошел за счет выявления фактов взяточничества, доля таких преступлений в составе коррупционной преступности в текущем году составила 60%, в 2021 году — 57%, а в 2022-м — 49%.
Акцент сделан на выявлении и пресечении наиболее опасных коррупционных проявлений, имеющих широкий общественный резонанс, в том числе совершенных высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. За три года выявлено более 70 таких лиц, а также преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размерах, за этот же период выявлено порядка 300 таких преступлений.
В регионе также имеются примеры выявления значимых коррупционных преступлений. Так, сотрудниками правоохранительных органов были возбуждены уголовные дела в отношении первого заместителя министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Ивана Белавкина, а также заместителя министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Татьяны Антоновой, управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Челябинской области Виктора Чернобровина, заместителя министра экологии Челябинской области Сергея Безрукова и бывшего главы города Миасса Станислава Третьякова.
— Какова средняя сумма взятки в Челябинской области?
— Общая сумма полученных взяток по выявленным преступлениям в области за 2021 год составила 60,2 млн рублей, в 2022 году — 46,2 млн рублей, а в 2023-м — 48,7 млн.
Средняя сумма взятки идет на снижение, если в 2021 году она составила 219 000 рублей, то в 2022-м уже 151 000 рублей, а за 2023-й — 132 000 рублей.
— Каков ущерб от коррупции и принимаемые в этой связи меры?
— Если взять последние три года — в ходе следствия по уголовным делам коррупционной направленности установлен ущерб в размере 462 млн рублей. В целях его возмещения, а также исполнения приговора судами по ходатайству следствия наложен арест на имущество в размере миллиарда рублей.
Отдельное внимание органами прокуратуры уделяется исковой работе. В этом году прокурорами в суд направлено более 100 исковых требований, в 2022 году таких заявлений было 170.
– Какие профилактические меры позволяют пресечь коррупцию?
— На сегодняшний день действующее законодательство содержит эффективные механизмы противодействия коррупции: это и декларирование чиновниками своих доходов, и обязанность служащих сообщать обо всех фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, и возможность увольнения чиновников в связи с утратой доверия, установление серьезной административной ответственности юридических лиц за причастность к коррупции и другие.
При этом антикоррупционное законодательство постоянно совершенствуется. В частности, 13.06.2023 г. вступил в законную силу Федеральный закон № 258-ФЗ, которым внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе и в ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с законом органы прокуратуры наделены полномочиями по проведению проверок в рамках антикоррупционного законодательства в отношении государственных служащих при их увольнении с должности.
С учетом данных изменений, если служащий увольняется в ходе проверки, проводимой работодателем, орган власти обязан эти материалы направить в органы прокуратуры, где мы проводим свою проверку, и, если мы устанавливаем факт серьезных нарушений антикоррупционного законодательства, то обращаемся в суд для изменения формулировки увольнения на утрату доверия. На рассмотрении у нас уже находятся пять материалов.
Хотелось бы еще отметить, что противодействие коррупции невозможно без деятельного участия средств массовой информации, ведь с вашей помощью предполагается сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупции, повысить общественное правосознание и правовую культуру населения.
Борьба с коррупцией достигает успеха, если она комплексная, ведется постоянно, если на это направлены усилия правоохранительных органов, органов власти, институтов гражданского общества.