Инклюзивное образование – это совместное обучение здоровых ребят вместе с детьми, имеющими физические или умственные ограничения. О том, как на Южном Урале относятся к такой форме обучения, о его плюсах, минусах и рисках говорили на совместной пресс-конференции некоммерческой организации «Звездный дождь» и медиахолдинга «Гранада Пресс».
Напомним, «Звездный дождь» занимается поддержкой семей, воспитывающих детей с аутизмом и другими особенностями. В ноябре этого года общественники провели закрытый опрос, посвященной инклюзивному образованию, в котором приняли участие чуть более 900 человек. Выяснилось, что 68,9% опрошенных относятся к этому положительно. Самое большое количество позитивных оценок среди людей в возрасте 35-44 лет и молодежи (от 18 до 24 лет), а меньше всего среди людей старшего возраста (от 60 лет). Более 40% респондентов считают, что это развивает терпимость, доброту, толерантность как у обычных, так и у особенных детей.
Если говорить о недостатках инклюзивного образования, то респонденты назвали «технические проблемы» и неготовность школ, сложность программ обучения, некомпетентность педагогов. Они также опасаются, что совместная форма обучения может привести к буллингу со стороны здоровых детей, агрессии, падению уровня образования.
«После анализа результатов этого опроса, мы поняли, что нам нужно больше информировать людей, – рассказывает Елена Жернова, директор АНО «Звездный дождь». – Люди боятся, что при совместном обучении упадет качество образования, но это не соответствует действительности. Если процесс правильно организован, то все будет наоборот. Следующий страх – неготовность кадров. Инклюзия – это не только работа с особенными детьми, но и с обычными ребятами и их родителями. Нам действительно нужно подумать, как менять систему обучения педагогических кадров, повышать их квалификацию, развивать «мягкие» навыки. Третье большое опасение – это травля. Но, как мне кажется, буллинг встречается не только там, где есть особенные дети. И это опять про «мягкие» навыки, общечеловеческие ценности. Если это настоящая, а не «мебельная» инклюзия, то таких явлений будет в разы меньше».
Елена Коузова, исполняющая обязанности министра образования и науки Челябинской области, рассказала, что всего в регионе 816 школ и почти 1200 детских садов. Их посещают чуть более 440 тысяч школьников и 190 тысяч дошкольников. По адаптированным общеобразовательным программам обучаются 33620 человек, почти половина из них (46,2%) – в условиях инклюзии. Эта цифра по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,8%.
«У нас есть 50 образовательных учреждений, которые работают только по адаптированным программам, – рассказала Елена Коузова. – В них занимаются почти 9 тысяч ребят (27,7%). 26,1% детей обучаются в коррекционных классах общеобразовательных школ. Такие классы открыты в 217 учреждениях. 289 учеников выбрали семейную форму обучения. Из всех ребят, требующих особого подхода, примерно половина – это дети с ментальными нарушениями. Мы видим на примере работы «Звездного дождя», как важно выявлять эти особенности на раннем этапе, чтобы ребенок пошел в специальную группу детского сада, а потом – в ресурсный класс. Чем хороша инклюзия? Тем, что это не столько образовательный процесс, сколько социализация, возможность адаптироваться к нормальной жизни».
Отметим, что на Южном Урале становится все больше ресурсных классов, где детям с ментальными нарушениями помогают тьюторы и волонтеры. Они работают в Челябинске, Магнитогорске, Копейске, Миассе, Златоусте, готовятся к открытию таких классов в Ашинском и Саткинском районах.