В Челябинске назначили нового главного архитектора

Новым ответственным за градостроительство и архитектуру в столице Южного Урала стала Ольга Никитина.

Имя Ольги Никитиной хорошо известно, тем, кто следил за перипетиями вокруг облика Челябинска. Именно она постепенно стала главной «говорящей головой» управления по архитектурно-градостроительному проектированию.

Новым ответственным за градостроительство и архитектуру в столице Южного Урала стала Ольга Никитина.
Ольга Никитина. Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)

Вообще, стоит удивиться глядя на то, как спокойно отреагировало информационное поле Челябинска на назначение Никитиной главным архитектором. Это – прямое следствие того, что ещё в то время, когда Наталья Котова выполняла полномочия челябинского мэра с приставкой «ио», она взялась приводить «архитектуру» в порядок. Сейчас уже мало, кто вспомнит, сколько и каких жарких баталий было на эту тему.

Глава Курчатовского района Сергей Антипов, мэр Наталья Котова и Ольга Никитина. Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)

Давайте, слегка припомним исторический контекст. Итак, к моменту прихода Котовой на должность главы города, на посту главного архитектора Челябинска полтора десятка лет бессменно трудился Николай Иванович Ющенко – человек, поистине легендарный. Легендарным он стал даже не потому, что воцарился в архитектуре ещё во времена Вячеслава Тарасова – первого пост-перестроечного мэра. Легендарным его сделало обилие совершенно бесвкусных зданий, навсегда обезобразивших облик Челябинска и возникших с его одобрения.

Не вдаваясь в подробности, просто окинем внутренним взором, например, улицу Воровского. По согласованию с Николаем Ивановичем, здесь появились такие архитектурные кадавры, как здание бывшего ресторана «Ермак» (ныне там размещается Информационный центр по атомной энергии), далее, в сквере перед туберкулёзным диспансером появилась уродливая тарелка бывшего ресторана Zollerhoff (сейчас IT-агентство Dextra). Далее – тут я могу ошибаться, но вряд ли – тоже на месте крохотного скверика на Каслинской появился убогий куб торгового центра с одноименным названием. Да и стекланная одноэтажная аптека на месте скверика, что был наискосок от администрации Калининского района, на перекрёстке Кирова/Калинина тоже возникла во времена Ющенко.

Злосчастный дом с балясинами на крыше (справа), поставивший точку на карьере Ющенко. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Ни о гостевых маршрутах, ни об облике города, ни о его туристической привлекательности тогдашние городские власти не думали. Всё было подчинено сюиминутным интересам частного бизнеса. Вы только вспомните сотни убогих ларьков, наводнявших город! Вспомните рекламный шум, заполонявший улицы Челябинска до введения дизайн-кода. А серые заборы? К хорошему быстро привыкаешь. Это сейчас у нас есть набережная и сеть прогулочных маршрутов вполне себе европейского вида. А вспомните, например, ту же Воровского на участке от перекрёстка со Свердловским и до мединститута пять лет назад? Эти джунгли вдоль хрущёвок, круглый год населённые окрестной алкашнёй.

Апофеозом деятельности Ющенко на посту главного архитектора стал сюжет с покраской сталинского здания по адресу пл.Революции 1, во время которой с него сняли приметные исторические балясины и заменили их на пенопластовое нечто. Городская оппозиция подняла невероятный вой. Поскольку это здание прекрасно заметно из окон управления архитектуры, Ющенко получил заслуженный нагоняй и вскоре покинул кресло.

Избрание Павла Крутолапова на пост сменщика Ющенко тоже прошло не без нападок самопровозглашенной оппозиции, но день за днем, год за годом, и деятельность комитета архитектуры стала совершенно спокойной. Ушли в прошлое войны против ларьков и серых заборов. Механизм, налаженный Котовой, потихоньку катится. На этом фоне, назначение Никитиной не кажется ни чем-то выдающимся, ни чем-то ужасным. Она имеет профильное архитектурное образование, с 12-го года работает в мэрии, давно пообтесалась как чиновник и стала вполне себе адекватным публичным спикером.

Мэр Наталья Котова и Ольга Никитина. Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)

В конце концов, управление архитектуры было обезглавлено еще с 13-го июля, когда Крутолапов подписал заявление «по собственному». Конечно, с одной стороны жаль, что, например, Татьяна Баль, главный архитектор Миасса, в очередной раз не смогла пройти через конкурсный отбор. Но если взглянуть назад, то с исторической перспективы становится понятной такая осторожность мэрии в выборе нового главного архитектора города-миллионника.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 6 марта 2024

Заголовок в газете: Тихой сапой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру