Территориальный маркетолог, политтехнолог и эксперт Общественной палаты Челябинской области Дмитрий Довбня напомнил, что вопросы, которые обсуждаются сегодня на форуме, поднимаются в регионе не первый год, однако до сих пор они не имели своего решения, поскольку дискуссии вокруг них носили исключительно сиюминутный характер.
– Сменяются губернаторы, каждому из них готовятся предложения, презентации, – рассказывает эксперт. – Они хвалят, кивают головой, говорят, что Дмитрий Александрович, вы фундаментально подходите к этому вопросу. На это нужно как минимум 7-10 лет, а нам нужны быстрые результаты. И вот прошло уже почти 20 лет, а у нас снова задаются этими вопросами. И ведь снова будет отвергнута фундаментальная, основательная модель разработки маркетинговой стратегии региона и создания его бренда. Опять будет «креативный» подход по принципу – «ну, во-первых, это красиво». И родится, что-то типа - «Ураль»...
Фундаментальным и базовым продуктом креативной индустрии является результат интеллектуальной деятельности. Для достижения синергии с другими традиционными отраслями нужно чтобы продукт нашей (региональной) креативной индустрии был ориентирован на УРП (Уникальный Региональный Продукт), который до сих пор не выявлен, не транслируется и не брендируется. Поэтому все усилия по развитию креативных предприятий будут равны «стрельбе пулей из ружья по стае воробьёв», считает Довбня.
Говоря о развитии креативных индустрий, Довбня проводит аналогию с советским Госпланом: «Определены потребности, измерена ёмкость, под него готовится продукт и максимально быстро запускается в производство. Как ни странно, но хороший пример чёткого целеполагания – это СВО. Мы по беспилотникам в начале операции проигрывали противнику, но сейчас нарастили производство и даже начали доминировать.
Так и с региональным маркетингом. Какие традиционные отрасли в региональном смысле являются драйверами сейчас, и какие мы можем разглядеть перспективы в обозримом будущем? Интеллектуальные продукты для этих отраслей и должны развивать креативные предприятия. Так возникнут кооперационные цепочки и появится синергетический эффект, полезный, как для экономики, так и для привлечения креативного класса».
Директор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета Юнер Капкаев напомнил, что в реестре креативных индустрий Джона Хокинса, как и в английском реестре, на первом месте находится реклама и маркетинг. За ними следует архитектура, ремёсла, дизайн, кино и даже IT, а также пресса, музеи и театры.
Капкаев считает, что Южный Урал можно охарактеризовать как «кузницу кадров» для креативных индустрий. Например, в Челябинском государственном университете готовят уникальных журналистов, пиарщиков, рекламщиков и маркетологов. В ЮУрГУ - архитекторов. Челябинский государственный институт культуры, опираясь на региональное финансирование, готовит дизайнеров, музееологов, культурологов и режиссёров. И это лишь упоминание небольшого спектра креативного потенциала некоторых вузов региона.
– Реализацией разнообразных проектов по раскрытию креативных талантов младшего поколения в Челябинске активно занимается «Движение первых», – говорит эксперт. Брендинг региона может опираться на известность отдельных производителей товаров и услуг. Наш регион выделяется большим количеством уникальных брендов, многие из которых нельзя назвать локальными. Секрет успеха многих бизнесов основан именно на креативных решениях в брендовой политике, что позволяет им завоёвывать рынки в федеральном масштабе. Необходимо предпринимать усилия к тому, чтобы связать успех компаний Челябинской области с регионом, в котором они появились.
Отдельное внимание важно уделять развеиванию мифов об экологической загрязнённости, «пролетарской» сущности и культурной неразвитости Челябинской области. При этом уральская идентичность проявляется в межкультурном диалоге, природном многообразии, промышленной и агропромышленной специализации.
Никита Тахиров, руководитель образовательных проектов IT-компании, руководитель исторического клуба имени Е. Шмурло, признался, что был впечалён набором и уровнем экспертов, которые приняли участие в форуме «Креативная неделя – Урал». От специалистов крупнейшей российской социальной сети ВКонтакте до представителей старейшей анимационной студии страны «Союзмультфильм». Такая насыщенная программа с высоким уровнем экспертизы способна вдохнуть новое дыхание в креативный потенциал региона.