Чести быть местом объявления победителей Челябинская область удостоена не просто так. Наш регион входит в тройку крупнейших ресурсных центров профориентационного движения, обучая 276 команд «ИКаР». Кроме того, сам конкурс зародился именно в Челябинске и активно поддерживается местными предприятиями и вузами.
Губернатор Алексей Текслер, понимая значимость инженерных кадров для региона и страны, активно поддерживает инициативы, связанные с развитием образовательной системы. На Южном Урале строится межуниверситетский кампус, призванный привлечь в регион лучшие умы, действует программа «Профессионалитет», серьезно развивается программа наставничества на заводах. Условия, созданные в колледжах и техникумах, обеспечили серьезную конкуренцию вузам, вчерашние школьники с удовольствием выбирают СПО.
Открывая финальный этап конкурса «ИКаР», глава региона подчеркнул, что каждый из участников уже победитель: «Вы уже проявили себя своими инженерными проектами, вы думаете о будущем, находите решения самых сложных задач. Очень рад, что предприятия помогают вам в этом. И мы очень заинтересованы в том, чтобы молодые, талантливые кадры приходили на наши предприятия. Желаю каждому из вас успехов, чтобы вы смотрели в будущее, верили, любили нашу страну. Мы — великая, могучая Россия, а вы — наше будущее».
ГЛАЗА ГОРЯТ, РУКИ ДЕЛАЮТ
От Челябинской области в финал вышли 52 команды. Ребята создавали конкурсный проект по реальным техническим заданиям компаний-партнеров. Например, учащиеся челябинского лицея № 82 в сотрудничестве с НТЦ «Приводная техника» создали модульный мини-компьютер «Линкер». Он может работать без монитора, выводить изображение на любую поверхность и выступать в роли модема. А дети из магнитогорского «Кванториума» при поддержке старших коллег из МГТУ им. Г.И. Носова разработали автоматизированную станцию профилирования шахтных проводников, которая позволит сделать труд шахтеров безопаснее и легче. Не остались в стороне и ребята из сельской местности: аграрный университет помог ученикам из Краснооктябрьской школы создать автоматизированную линию посадки семян овощных культур.
Все эти проекты были презентованы губернатору. Пообщавшись с детьми, Алексей Текслер отметил большой интерес и вовлеченность учащихся в процесс создания столь важных вещей. «Глаза у детей горят. Видно, что они уже практически определились со своим будущим. И это здорово, смысл этого движения и конкурса ровно в этом — чтобы у ребят с детства возникал интерес к инженерным наукам. Сейчас мы реализуем проект, в рамках которого с каждым годом увеличиваем количество инженерных классов в области, наши партнеры-предприятия помогают нам это делать», — сказал глава региона.
ПЛЮСЫ ДЛЯ ВУЗА
И пусть многие конкурсанты еще совсем юные, они уже сейчас понимают важность своего участия в подобных проектах. «ИКаР» с 2019 года включен в федеральный перечень интеллектуальных и творческих конкурсов Минпросвещения РФ. Это значит, что финалисты при поступлении в некоторые российские вузы смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Кроме того, представители предприятий приглашают самых талантливых ребят на практику, оплачивают учебу в рамках целевого направления.
Как отмечает директор Центра технического творчества Челябинской области Владислав Халамов, возрастающий спрос на инженерные кадры побуждает заниматься профориентацией уже на уровне начального и среднего школьных звеньев:
«Учим так, чтобы через несколько лет предприятия меньше времени и средств тратили на адаптацию и переобучение специалистов-новобранцев. Мы давно в детских технопарках возродили черчение, электротехнику, знакомим с системами трехмерного моделирования, с программируемыми станками — передаем коллегам целеустремленных абитуриентов с базовыми техническими знаниями и умениями. Самые продвинутые уже вовсю стажируются в цехах и лабораториях».