Дмитрий Парамонов: Многие после студотрядов идут работать в МИД

В Челябинске обсудили, как студенческие отряды помогают экономике и дипломатии

Сегодня студенческие отряды – далеко не только способ занять молодежь в свободное от учебы время, на самом деле они в определенной мере влияют на экономику целых отраслей и отрабатывают профориентационные задачи.

В Челябинске обсудили, как студенческие отряды помогают экономике и дипломатии
Дмитрий Парамонов. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Как происходит слияние образовательных и экономических задач, какие страны взяли на вооружение студотрядовский опыт России и как на фоне других регионов в этом вопросе выглядит Челябинская область… Об этом и многом другом в рамках проекта «Большая редакция» на Гранада ТВ южноуральские журналисты смогли пообщаться с Дмитрием Парамоновым, командиром Центрального штаба Российских студенческих отрядов, членом Общественной палаты РФ.

СТУДЕНТЫ СТРОЯТ КОСМОДРОМЫ

— Когда говорят о студенческих отрядах, чаще обсуждают то, что студенты набираются рабочего опыта, что это элемент воспитательных методик, что это возможность прекрасно провести время в и заработать в период каникул… Но хотелось бы понять, что значит движение студенческих отрядов для экономики страны, является ли оно серьезным, оказывающим влияние инструментом?

— Сегодня студенческие отряды работают в нескольких основных направлениях: строительной сфере, сельском хозяйстве, системе здравоохранения, образовании, индустрии гостеприимства, железнодорожном направлении… Отдельно есть подростковые отряды, которые, как правило, работают на объектах благоустройства. И если смотреть в масштабах, то можно с уверенностью говорить, что государство сегодня доверяет студенческим отрядам очень серьезные проекты. Если еще двадцать лет назад, когда запустился проект Российские студенческих отрядов, многие из ветеранов движения говорили о том, что в бытность СССР был размах и масштаб — БАМ строили, целину поднимали, а теперь, мол, студенты разве что «картошку собирают».

Но прошли годы и видим, что студотряды сегодня совсем не только о картошке. Мы имеем в своем активе такие масштабные проекты, как помощь в организации и проведении Олимпиады в Сочи, две Универсиады в Казани и Красноярске, студенты работали на строительстве двух российских космодромов, уникальных объектов в энергетическом комплексе, в том числе и атомных. К слову, целый ряд проектов в рамках сотрудничества с Росатомом реализовывались и реализуются студотрядовцами в Челябинской области. А еще на счету Российских студенческих отрядов объекты в нефтегазовой отрасли, работа в крупнейших образовательных центрах страны, во многих отелях, в том числе и сетевых, в медицинских учреждениях. В последнем нельзя снова не упомянуть Челябинскую область, где на объектах здравоохранения в этом году работают больше ста студентов из разных регионов страны и Белоруссии. Таким образом, мы можем констатировать, что для экономики студенты не просто незаметный фон.

Фото: Людмила Ковалева («Южноуральская панорама»)

— Какие сферы, где студотряды сегодня не представлены совсем или представлены не достаточно широко, вы считаете перспективными для себя, а куда, скорее всего, вы никогда не зайдете?

— Считается, что никогда не говори никогда. Все развивается стремительно и однозначно крест на том или ином направлении я бы не стал ставить. На сегодняшний момент, мне кажется маловероятным присутствие студотрядов в авиакомпаниях, хотя раньше отряды стюардесс существовали. Мы не можем выполнить сейчас их запрос обеспечить специалиста минимум на полгода, у них нет запроса на сезонность. Соответствовать их требованиям нам не позволит учебный процесс, который для студента естественно находится в приоритете.

Нам кажется, что в перспективе студенты могли бы быть более широко представлены в экологических проектах, например в работе в Национальных парках. Интересным для развития выглядит банковский сектор. Точкой роста является и дальнейшее развитие в IT-проектах. Было бы интересно зайти в сферу обслуживания, курьерской доставки, хотя нам, конечно, здесь серьезно перебивают возможности маркетплейсы, некоторые из которых трудоустраивают молодежь неофициально, платя им в конвертах в ежедневном режиме и предоставляя свободный график работы. Для кого-то это кажется преимуществом.

СТУДОТРЯДАМ ПОМОГ ИМПУЛЬС

— Вы упомянули Белоруссию, то есть студотряды сегодня не только российское явление?

— Да в Белоруссии сохранилось движение студотрядов. Мы дружим и сотрудничаем с ними достаточно давно. К сожалению, последнее время оно потеряно в Казахстане, Армении, Кыгрызстане, где ранее оно существовало. После Всемирного фестиваля молодежи мы поставили для себя цель привлекать ребят из других стран. Так, насколько мне известно, сейчас, например, в Татарстане работают ребята из Таджикистана…

— Почему позволили стухнуть движению студенческих отрядов в этих странах, ведь это же кроме всего прочего элемент так называемой «мягкой силы», помогающей находить точки соприкосновения между разными народами и государствами? Нельзя кому-то в тех странах «постучаться» в чьи-то головы, чтобы все заново запустить?

— К сожалению, все так просто не работает. Хотя соглашусь, что у студотрядов действительно есть определенный внешнеполитический потенциал. В качестве примера могу предъявить факт, что многие ветераны еще советского движения студенческих отрядов после этого этапа в своей жизни успешно работали на разных участках МИДа, уезжали в другие страны в качестве послов, атташе, консулов… Почему? Да потому что, когда ты, например, роешь плечом к плечу траншею с представителем другой страны, это оказывается для налаживания контактов куда более эффективным чем участие в каких-то праздничных или иных мероприятиях. Потому что за три дня, которые, как правило, длятся всякие конференции и соревнования, с соседом вряд ли можно познакомиться, а вот за два месяца уже узнаешь, что он за человек.

Причина, почему в ряде стран не сумели сохранить это движение, мне кажется, кроется в том, что у них не было импульса от государства. Мне думается, они не смогли нащупать, как сохранить этот феномен, какие проекты доверить студотрадовцам внутри своих стран. В нашей стране лет пятнадцать назад также были вопросы о целесообразности. Но потом государство начало разрабатывать инструменты поддержки, в частности стали делаться шаги, которые стимулировали работодателей привлекать к работам студентов в составе сезонной занятости. Потому что если разобраться, эффект для экономики пусть и краткосрочно студенты дают очень сильный. Например, в том же Озерске в Челябинской области у нас единовременно может работать до восьми сотен ребят, на северных больших стройках число студентов может достигать даже тысячи человек. Организовать такое количество людей из разных точек страны очень непростая задача. Студенческие отряды с этим справляются.

Понимая эти возможности и эффект, в правительстве по инициативе президента и стали вводить меры поддержки для работодателей, например, те из них, которые трудоустраивали студентов, могли получать пониженную ставку страховых взносов. Сейчас эта мера при участии уже законодательной власти перекочевала в кодекс. Сейчас уже на уровне Госдумы прорабатываются инструменты, чтобы работодателям было комфортно привлекать к работам не только студентов, но и несовершеннолетних, ведь у нас есть подростковые отряды. В других странах, скорее всего, государственные институты не смогли дать такого импульса студотрядовскому движению. Хотя есть и обратные примеры.

НОВАТОРСКИЙ РЕГИОН

— В тех больших задачах, которые сегодня решают Российские студенческие отряды, какое место занимает Челябинская область?

— Челябинская область во многом регион новаторский. Во-первых, один из самых значимых слетов в современной истории Российских студенческих отрядов в 2015 году, на котором были приняты многие важные для нашего развития решения, проводился именно в Челябинской области. Именно здесь нам тогда удалось перезагрузить движение и найти новый для себя формат проведения таких масштабных мероприятий.

Губернатор Алексей Текслер (в центре) на встрече со студотрядами. Фото: Людмила Ковалева («Южноуральская панорама»)

Неоднократно ваш регион становился победителем всероссийского рейтинга среди студенческих отрядов. А это не так-то просто, у Российских студенческих отрядов 83 региональных отделения, да и показатели, из которых выводится место в рейтинге, очень разноплановые. Так просто в победители не выбиться, нельзя показатели придумать, нарисовать, договориться с кем-нибудь, это очень объективные цифры. Если отделение проваливается хотя бы по одному показателю, теряешь позиции во всем рейтинге.

В Челябинской области сегодня располагается окружной штаб по развитию движения по всему Уралу. Мы знаем, что всегда здесь найдем отклик на свои различные инициативы. Многое, что проходит сейчас на всероссийском уровне в свое время апробировалось в Челябинской области.

— Многие проекты ведь очень сложно, а может и невозможно запустить без кооперации с местной властью. Насколько выстроены отношения студотрядов с региональными властями в Челябинской области?

— Плотное сотрудничество студотрядов на Южном Урале с местной властью точно есть. Простой пример — далеко не во всех регионах их руководители в принципе встречаются с бойцами студенческих отрядов, губернатор Алексей Текслер делает это регулярно, и встречи эти очень насыщенные и конструктивные.

Ранее, «МК-Челябинск» писал, что губернатор Челябинской области открыл трудовой семестр региональных студотрядов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 24 июля 2024

Заголовок в газете: Понимание приходит в траншее

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру