Жажда елки: Южный Урал «славился» критическим дефицитом елочных игрушек

Советская власть Рождество не жаловала, вместе с ним идеологически вредным считался и Новый год. Но власти уступили перед харизмой Деда Мороза и в Стране Советов открылась новая глава елочной игрушки.

Советская власть Рождество не жаловала, вместе с ним идеологически вредным считался и Новый год. Но власти уступили перед харизмой Деда Мороза и в Стране Советов открылась новая глава елочной игрушки.
Советские елочные игрушки сейчас можно увидеть на выставке "Все на елку!" в Государственном историческом музее Южного Урала. Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск")

О том, какие смыслы стали закладываться в шарики и пупсиков, развешанных на елке, в рамках программы «Факты и артефакты» (совместного проекта медиахолдинга «Гранада Пресс» и Государственного исторического музея Южного Урала) рассказала исследователь истории игрушки и коллекционер Ирина Андреева, кандидат педагогических наук, доцент Челябинского государственного института культуры.

Рождество проступало в образах

— Новогодняя игрушка в СССР противопоставляла себя привычным для дореволюционной России рождественским украшениям?

— Нет, продолжение рождественской традиции все же наблюдалось. Например, в моей коллекции есть картонаж — в технике папье-маше воссоздан облик ребеночка. В сущности, это продолжение традиции изображать младенца Христа — привычный образ на рождественской елке. Есть еще у меня шар в технике папье-маше, украшенный шестиконечной, а не советской пятиконечной звездой, который тоже восходит к рождественской традиции.

Этот шар, по всей вероятности, датируется 20 — 30-ми годами прошлого века. Хотя эта игрушка могла быть выпущена и после 1935 года, потому что ассортимент артельной елочной игрушки фактически восходил к предыдущему десятилетию и даже порой воспроизводил стандарты, которые транслировались из-за границы еще в начале XX века. Даже в 40-м году, когда ассортимент, согласно каталогу Москвы и Подмосковья, достигал пяти с половиной тысяч наименований, мы видим, что новый язык елочный игрушки еще очень негромкий. Да, появляется социальная тематика (ее примеры уже есть в 20-е годы), но все равно основная часть производимых игрушек очень традиционная.

Ирина Андреева с 90-х годов коллекционирует елочные игрушки. Кадр из программы "Факты и артефакты"

— Елочные игрушки, о которых вы рассказываете, на этот момент не являются промышленными?

— Это артельное производство. Создание игрушки в технике папье-маше очень трудоемко, в ней большой компонент ручного труда, промышленные масштабы здесь в принципе невозможны. Это могли быть, например, какие-то небольшие цеха на картонажных фабриках. Там, где были большие отходы бумаги, такие производства часто и создавались.

— Артели работали на елку только под Новый год или были заняты этим направлением в течение всех двенадцати месяцев?

— Этот вопрос требует исследования. Все, что касается экономики елочных украшений, пока во многом остается слепым пятном. Но нам совершенно понятно, что после 1935 года это уже становится специализацией артели, которая предполагала производство елочной игрушки уже в течение всего года. И с этого времени елочная игрушка является дотационной. Потому что если реализация происходит только накануне Нового года, а артель или цех работает весь год, то нужно как минимум понимать, из чего людям платить зарплату. Как правило, это были либо доходы основного производства, либо государственные субсидии. Так как праздник по желанию Советского государства должен был с 1935 года приходить в каждый дом, нужно было обеспечить доступной, красивой, идейно выверенной игрушкой каждую семью.

В основе любой елочной игрушки из стекла лежит шар. Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск")

Есть ли философия у шара

— А производили ли игрушки не только для домашних елок, но и для общественных?

— Если говорить в принципе о большемерных игрушках раннего периода, то надо понимать, что это будут преимущественно шары. Поскольку именно шар — база, основа для любой стеклянной игрушки. Но с общественными елками главным образом связаны игрушки из известной серии «Великан», которые стали популярны уже в 70-е годы или чуть раньше.

Но нужно учесть, что наша советская игрушка практически до самого конца была игрушкой даже если и формовой выдувки, все равно ручного изготовления. Такие крупные игрушки, какие применялись на общественных елках, на разъемных формах изготовить довольно сложно, это требует большого мастерства. Поэтому говорить, что большемеры выпускались у нас массовым тиражом, было бы большим преувеличением. Из-за технологической сложности игра с масштабами стала свойственна больше для 60 — 70-х годов.

— А у базовой формы — новогоднего шара — была какая-то философия или же он был в основе всего просто из-за того, что его проще всего было выдувать?

— С одной стороны, конечно, потому что проще всего. Шар — базовая форма любой елочной игрушки, даже если игрушка формовая. Но есть легенда о том, что когда-то дефицит яблок в Европе в один из неурожайных годов побудил стеклодувов начать делать красивую стеклянную замену яблоку, которое традиционно вывешивали на рождественские елки. А яблоко, как известно, объект символический, сакральный, восходящий к известной библейской истории. Оно совершенно не случайно на рождественском дереве.

Кто повесил на елку кукурузу

— Кстати насчет фруктов и овощей… На советской елке игрушек в таких образах было немало… Это направление в игрушке выросло из давней традиции украшать елки настоящими овощами и фруктами или же это истории с другими корнями?

— С плодоовощным ассортиментом, я думаю, есть немало разных параллелей и аллюзий в принципе в истории культуры. Да, конечно, мы можем связывать эту традицию с практикой украшения елки какими-то фруктами, цукатами, которые могли сохраняться до Рождества. Но, скажем, в начале века можно наблюдать фрукты и овощи в элементах украшения интерьера фарфором в сословно-элитарной среде. Например, часто встречалась имитация сахарницы в виде тыквы, есть и другие огородные и садовые культуры в элементах декоративного украшения. Так что это имеет свою традицию в истории дизайна. Поэтому истоки явно нужно искать не в одном месте.

— А может в СССР все было проще? Желание, например, в урожайный год показать достижения народного хозяйства? Много вырастили кукурузы, вот и появляется она на елках...

— Может быть и так. Кстати, вокруг советской игрушки «Кукуруза» существует много мифов. Многие ее появление связывают с хрущевской продовольственной программой. Но в каталогах елочных игрушек довоенного периода можно найти немало примеров этой игрушки. Хотя, конечно, Хрущев тоже приложил руку. До войны игрушка «Кукуруза» представляла собой что-то больше похожее на шишку, чем на початок в нашем современном представлении. Если вы откроете учебник по селекции кукурузы, то по нему легко проследить всю динамику изменений дизайна и соответствующей елочной игрушки. Можно одной кукурузой нарядить всю елку, у этой игрушки есть до двух десятков вариаций.

— А какие самые неожиданные плодоовощные игрушки лично вам встречались?

— Вы знаете, что такое артишок или физалис? Мне кажется, елочная игрушка воссоздавала практически все, что встречается среди овощей и фруктов. Например, в советские годы в Челябинске мало кто видел в продаже баклажан, и до определенного времени не выращивали их на огороде, а Коркинский стекольный завод в то же время игрушку под названием «Баклажан» производил. Это же касается и болгарского перца, который челябинцы в 60-е годы редко встречали на своем столе. А среди игрушек он был.

Новгодняя выставка работает на плащадке Детского музея. Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск")

Обездоленный игрушкой регион

— Вы упомянули коркинский завод. Получается, что Челябинская область вносила свой посильный вклад в производство советских елочных игрушек?

— Я вообще считаю, что региональные аспекты в производстве елочной игрушки — это на сегодня самое интересное, что можно изучать. Потому что в литературе хорошо описана технология производства, ассортимент, существуют серьезные каталоги с елочными игрушками… А вот то, что касается экономики, организации производства на местах, плохо изучено.

Долгое время Южный Урал в плане елочной игрушки был обездоленным регионом. Например, по соседству с нами, в Свердловской области, было сразу два производителя елочных украшений. Один из них — Артель имени 3-й пятилетки — работал еще с довоенного времени. А в Челябинской области таких производств не было. Журнал «Игрушка» еще в конце 30-х годов прошлого века писал, что среди регионов, в которых существует критический дефицит елочной игрушки, находится Челябинская область. По разным обстоятельствам, но в том числе и поэтому, я думаю, в 1956 году было принято решение запустить производство елочных украшений на Коркинском стеклянном заводе.

Это производство было организовано на серьезном большом предприятии, основная продукция которого была связана со стеклотарой. А организация промышленного производства елочной игрушки — это не то же самое, что артельные практики. Там все по-другому выстраивалось. Были серьезные технологические проработки самого процесса, была система обучения работников, система подбора красителей…

— А какие самые известные серии коркинской игрушки были?

— К сожалению, Коркино не выпускало тематических серий, как это было у более традиционных производителей. Серия — это несколько персонажей, которые объединены общей темой. Например, наборы игрушек по сказкам Пушкина, наборы по сказке Чиполлино, по бажовским сказам… У нас этого не было.

P.S. В настоящий момент в Государственном историческом музее Южного Урала проходит выставка «Все на елку!».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру