Здесь устроили настоящую ревизию скворечников: более ста домиков для птиц демонтировали, отремонтировали и вновь развесили на деревьях. А началось все с того, что к сотрудникам «Особо охраняемых природных территорий» обратилась неравнодушная челябинка, которая сообщила, что некоторые скворечники (а еще их можно смело называть синичниками) для птиц неправильно установлены.
«Они были привязаны к стволу дерева проволокой. Этот способ наносит урон деревьям, ведь ствол по мере роста увеличивается в диаметре, а тугая проволока препятствует сокодвижению, — рассказывает Елизавета Маслий, главный специалист отдела развития экологического туризма ГБУ «ООПТ Челябинской области». — Нужно подвешивать на сучок за петлю из оцинкованной проволоки».
Кстати, для крепления на сук можно использовать алюминиевые гвозди — они не повредят древесину.
Прежде чем демонтировать скворечники, нужно было убедиться, что в них никого нет. На помощь пришел Георгий Кравченко, член Челябинского отделения Союза охраны птиц России. Для проверки домиков он вооружился… эндоскопом на длинной ручке и телефоном. Камера выводит изображение того, что творится внутри домиков, на смартфон. Многие оказались заняты. В основном на яйцах сидели синицы, а из одного деревянного дома вылетел возмущенный поползень. Говорят, увидеть эту птицу на кладке — большая редкость. Эта удивительная лесопарковая птичка, которая любит повисеть вниз головой, место для создания уютного семейного гнездышка ищет в марте, в конце апреля уже появляется первая кладка, в мае — вторая. Кстати, к выбору дома они подходят очень ответственно: щели залепляют глиной, а дно скворечника или дупла выстилают мягкими кусочками коры.
К сожалению, квартирный вопрос в городском бору, как и в других парках и скверах, стоит остро.

«Если скворечников не будет, то птицы будут страдать или займут старые дупла дятлов, но постепенно и они приходят в негодность. В один год свили гнездо, в другой, а на следующий находиться в нем уже просто опасно. К примеру, синица не умеет их чистить, настил поднимается все выше и выше. Такое гнездо могут легко разорить хищники. Для строительства синицы используют мох, шерсть животных, а значит, паразиты могут съесть птенцов заживо», — объясняет Георгий Кравченко.
По словам орнитолога, от количества скворечников напрямую зависит количество птиц в городском бору… В советские годы и за рубежом в 60 — 70-е годы прошлого века проводили много исследований на эту тему, ведь птицы — это биологическая защита зеленых насаждений.
«Допустим, очаг листовертки возник, как его уничтожить? Помогут птицы. Тогда-то и пытались выяснить, насколько можно искусственно увеличить популяцию птиц с помощью искусственных гнездовий. И установили, что сделать это можно чуть ли не в 40 раз! Здесь много нюансов. Например, восстановить такую большую популяцию синицы невозможно, потому что у нее большой гнездовой участок — круг радиусом 50 метров. Это значит, что две синицы ближе друг к другу не поселятся. А есть такие птички перелетные — мухоловки-пеструшки, — их не смущает соседство друг с другом. Их можно привлекать в огромных количествах, все они насекомоядные, приносят большую пользу, не питаются ягодами. То же самое можно сказать и про большую синицу, лазоревку, синицу-московку, буроголовую гаичку (пухляка), поползня, горихвостку, полевого воробья. Кстати, в городах воробьев с каждым годом становится все меньше. Именно поэтому Союз охраны птиц России два раза в год проводит акцию «Воробьи на кустах» по подсчету этих птиц в городе. Ученые бьют тревогу: это связано тоже с отсутствием мест для гнездования. Пернатые любят выводить потомство под шифером, в щелях панельных домов. Фасады современных домов красивые, а гнезда не построишь…»
Кстати, голландский художник Клаас Куикен придумал специальную кровельную плитку с маленьким скворечником сверху. Домик герметичный, с вентиляцией и защитой от кошек. До Челябинска такое новшество пока не дошло, а вот синичники из древобетона уже появились. Это смесь стружки с цементом. Такие домики могут служить десятки лет.