Челябинцам рассказали, как победить Запад в информационной войне

Ряд экспертов отмечает, что Россия серьёзно уступает стратегическим противникам (коллективному Западу совместно с украинским режимом Зеленского) в вопросах пропаганды. Специалисты давно бьются над разгадкой этого феномена. Некоторые отмечают, что этой тенденции не год и не два, что она наметилась очень давно.

Челябинцам рассказали, как победить Запад в информационной войне
Советская пропаганда была мощной. Но безальтернативность с годами ослабила её. Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Среди них, к примеру, официальный представитель АПЭК в Челябинской области, политолог Андрей Лавров, который дал развёрнутый комментарий нашему изданию и поделился своим взглядом на положение дел в информационном противостоянии России и «цивилизованного» мира, а также пояснил, откуда берутся идеологически заряженные проукраинские диверсанты и какой эффективный механизм противодействия им разработало и внедрило государство.

«Это на самом деле одна из главных проблем, что в пропаганде мы откровенно проигрываем нашим противникам. Прежде всего, это не современное явление. Для научного сообщества это один из самых сложных вопросов», – отмечает Андрей Лавров.

Теорий, почему так произошло, имеется несколько. Большинство из них старается найти ответ на этот вопрос в прошлом.

Политическое лоскутное одеяло

Ряд специалистов считает, что Европа «рванула» вперёд по причине политического многообразия. Издревле это территория бесконечных конфликтов, разделяемая десятками, а временами и сотнями разных центров силы. В Средние века было достаточно несколько часов проскакать лошади, чтобы пересечь несколько владений одновременно. Европа почти всю историю была очень разрозненной. В таких условиях конкуренция выходит на новый уровень. Чтобы эффективно противостоять врагам, приходится постоянно совершенствовать имеющиеся технологии, в том числе в вопросах пропаганды. Кроме того, в случае гонений можно убежать на территорию соседнего правителя и продолжить там ругать бывшего сюзерена.

Здесь же стоит вспомнить противостояние между светской и религиозной властями, которое длилось довольно долго. Монархи шли против Папы Римского, причём зачастую применяли для привлечения на свою сторону то, что сегодня мы именуем пропагандой.

«Когда вырабатывается умение обрабатывать мозги, доказательства, наука? В поздней схоластике – это XIV-XV века, когда идёт спор между Папой и светскими властями».

Ветер из “окна в Европу”

Вторая концепция также смотрит в прошлое, но уже с позиций нашего государства. «Во всём виноват Петька», шутит Андрей Лавров, но в каждой шутке…

Пётр Первый «прорубил окно в Европу», но при этом, считают отдельные эксперты, поставил Россию на рельсы западной цивилизации. Мы приняли правила игры другой стороны и, как следствие, не выработали свои методики.

«Посмотрите на учебники философии, этики. Они все переводные», – отмечает политолог.

Таким образом, европейские идеалы долго господствовали в мире в целом и в России в частности. Единственное исключение в этом смысле – времена Советского Союза, но и тут есть свой нюанс. Как подмечает спикер, тогда господствовала по сути также европейская мысль – идеи немца Карла Маркса.

Реклама – двигатель всего

Дело в рекламе, считает Андрей Лавров. Третья концепция, с которой солидарен эксперт, склоняется к мысли, что дело в рекламе:

– Когда пиар и реклама возникают как специальность? После Первой мировой войны.

Тогда же разные организации, в том числе государства, начинают делать большой упор на информационную обработку сознаний граждан. Основу пиар-технологий закладывает Эдвард Бернейс – племянник основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Формируется реклама в современном понимании. Журналисты и пиарщики становятся основой «мягкой силы».

СССР, само собой, значительно уступал другим государствам в этой сфере. Пропаганда была, но по причине безальтернативности, то есть полного отсутствия конкурентов внутри страны, она по силе воздействия на человеческие умы стала значительно уступать западным «аналогам». Пока в Европе и Америке не на жизнь, а на смерть между собой боролись бренды одежды и сладких напитков, на земле российской товары производились под строгим надзором государства. Большой разницы между разными партиями двух заводов не было. Следовательно, не было и смысла продумывать какую-либо рекламу. А когда огромная страна развалилась, зарубежные продукты пиара хлынули на новый рынок и подавили её.

«В конце концов, мы проиграли Холодную войну не экономикой, мы её мозгами проиграли», – объясняет Андрей Лавров.

Долгие годы Россия существовала исключительно в западном дискурсе, стараясь поддерживать свободу слова. Как следствие, у нас окрепли и усилились прозападные идеи, а зачастую и антироссийские. Европейские и американские государства стали символом свободы и равенства.

Молодёжь – главный объект пропаганды и рекламы

Россия долгое время избегала попыток создания идеологии. После развала СССР она взяла курс на деидеологизацию. Собственные нарративы пропали из школьных программ и из культуры. И в итоге умы людей захватила западная повестка. Причём основной удар пришёлся на молодёжь. Причин для этого много, и все они лежат на поверхности. Молодые люди более эмоционально незрелы. У них меньше опыта и знаний о мире. Кроме того, они часто мыслят простыми и понятными категориями – «добро-зло», «хорошо-плохо».

Как отмечает Андрей Лавров, по причине подвижности сознания и восприимчивости к пропаганде молодые люди часто становятся инструментом свержения властей, организации революций и терактов. Для молодых ребят это своеобразная «игра в шпиёна-революционера», борца с режимом. Зарубежные спецслужбы всегда умели грамотно воздействовать на подрастающее поколение, влиять на их чувство справедливости и желание ощутить себя частью великого действа. Именно поэтому в современных условиях подростков нередко ловят за организацией терактов или другой незаконной деятельностью. По сути, детям навязали миропонимание противника.

«А теперь вы хотите, чтобы мы нагнали утраченное моментально? Я тоже этого хочу, стараюсь, я всю жизнь для этого работаю», – говорит Лавров, – «Это вещи, которые делаются вдолгую».

Таким образом, нужно время, чтобы отвести молодёжь и некоторых взрослых от западных нарративов, в большинстве случаев деструктивных, угрожающих безопасности других людей, и привить не только патриотизм, но также уважение к людям, живущим в России, простым гражданам, которые в большинстве случаев и становятся жертвами «борцов с режимом».

В тихом омуте…

Стоит отметить, что, несмотря на ведущиеся боевые действия, у нас в стране сохраняется высокий уровень гласности, что нельзя сказать о наших вроде как «демократических» противниках. Критика властей нередко всплывает в публичном поле и никак не замалчивается. Проблемы, как на местах (сломанные детские площадки, дороги, нехватка оборудования или специалистов), так и глобальные (проблемы в политике или экономике), открыто обсуждаются. Многие люди делятся своим мнением и указывают на больные точки. Вот только те, кто готовит и устраивает теракты, обычно молчат и прячутся от остальных. Со стороны они могут выглядеть как обычные люди, но в душе у них буря.

По мнению Андрея Лаврова, на теракты обычно идут граждане, уже идеологически заряженные. То есть, они давно являются сторонниками радикальных идей, но после начала СВО они либо ушли в подполье, либо стали лучше скрываться. Открыто своими идеями они не делятся, понимая, что за оскорбления и призывы к насилию может грозить уголовная ответственность.

«Те, кто критикуют открыто, взрывать никого не пойдут», – считает политолог.

Заключение

Сейчас, по мнению политолога, ситуация постепенно изменяется в лучшую сторону. Люди на фоне продолжающейся СВО становятся более сплочёнными. Добавим от себя, что инициатива в этом деле зачастую исходит не сверху, а снизу. К примеру, люди, неравнодушные к судьбам военнослужащих или гражданских «за ленточкой», организуют сборы гуманитарной помощи. Самостоятельно гражданами организуются акции в поддержку соотечественников на фронте.

Общество на фоне конфликта, информационного раскрытия противника в СМИ, давления из-за рубежа и угрозы поражения объединяется, превращается в более крепкую, сплочённую структуру. На наш взгляд, это процесс естественный. Другой момент, что западные «коллеги» явно рассчитывали на иной исход. Тот информационный поток, который обрушился на Россию, был воистину силён. Многие не выдержали напора. Кто-то уехал за границу. Кто-то встал на сторону врага и пошёл воевать против соотечественников. Отдельные индивиды, поддавшись уговорам кумиров, манящему звону монет или обещаниям о «прекрасной России будущего», стали действовать откровенно террористическими методами против сограждан – устраивать диверсии на важных объектах, теракты, совершать покушения не только на военных, но и на гражданских, включая журналистов. Некоторые попытки, увы, оказались успешными.

Однако немалое число людей изменилось в лучшую сторону. Несмотря на годы западной пропаганды, они не стали действовать деструктивно, а занялись полезной деятельностью. Особенно важно, считает Андрей Лавров, что власти смогли найти правильный подход к работе с подрастающим поколением.

Теперь в школах есть специальные уроки – «разговоры о важном», на которых до детей доносят основополагающие мысли, рассказывают о России, её истории, современном статусе, действующих против нас силах. Таким образом, с юными гражданами начинают работать с раннего возраста, донося близкие нам ценности и прививая уважение к Родине, которого так не хватает многим взрослым. Кроме того, молодых ребят начинают чаще привлекать к общественно значимой деятельности. Действуют студенческие и трудовые отряды. Подростки, юноши, девушки работают волонтерами, благоустраивают общественные пространства и не только. Подобная деятельность не только формирует в них уважительное отношение к труду, но также способствует перенаправлению деструктивной энергии, эмоций, чувств, в конструктивное русло.

Ранее по теме: Как защитить русский язык и историю: идеи челябинского парламентария.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру