Как маркетинговые уловки влияют на поведение покупателей, объяснил старший преподаватель Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Игорь Шюкюров.
По словам представителя вуза, скидки и акции активируют два психологических механизма. Так, возникает иллюзия экономии, когда человек думает, что не тратит, а сберегает деньги. Также появляется эффект победы. Ведь скидка создает ощущение, что покупатель перехитрил систему.
Например, вещь за 5 тысяч рублей со скидкой 50% кажется выгоднее, чем та же вещь за 2,5 тысячи рублей без скидки, хотя цена одинакова.
Игорь Шюкюров также перечислил маркетинговые приемы, провоцирующие спонтанные покупки. Первый — ограниченное предложение. Фразы типа «Акция только до…» и «Осталось 2 штуки» вызывают страх упустить выгоду. Второй — «бесплатные» бонусы. Например, «3-я вещь в подарок» заставляет купить лишнее. Третий — бесплатная доставка от определенной суммы. Покупатель добавляет ненужные товары, чтобы сэкономить на доставке. Четвертый — цены с «99». Так, 4990 рублей воспринимается как «4000 с чем-то», а не почти 5000 рублей.
Чтобы совершать рациональные покупки, нужно следовать нескольким правилам. Для начала следует составить список. Это снижает незапланированные траты на 30%. Нельзя ходить в магазин голодным, так как это увеличивает риск импульсных покупок. Важно сравнивать цены, ведь иногда изначальная цена завышена перед скидкой. Также необходимо соблюдать правило 24 часов — отложить покупку на день, чтобы проверить ее необходимость. Наконец, покупка должна быть осознанной. Если товар не был нужен без скидки, это не экономия, а лишняя трата.