Спорт вопреки санкциям: южноуральские команды способны стать лучше и сильнее

В приоритете должны быть внутренние соревнования, а также детский и массовый спорт

В последние месяцы главной темой новостной повестки является спецоперация на Украине. Происходящее влияет на каждый аспект нашей жизни, и спорт не является исключением.

Корреспондент «МК-Челябинск» разбирался, может ли российский спорт стать лучше и сильней благодаря встряске. Подробности — в материале.

В приоритете должны быть внутренние соревнования, а также детский и массовый спорт
От международных мер пострадал хоккейный клуб «Трактор». Фото Людмилы Ковалевой.

Возрождение доброй воли

Первый удар международной изоляции пришелся по российским паралимпийцам, среди которых были челябинские керлингистки Дарья Щукина и Ольга Беляк. Сборная России в первых числах марта уже находилась в Пекине и готовилась стартовать на Паралимпиаде, но вместо этого пришлось паковать чемоданы и ехать домой. Сложно представить, какое это разочарование для людей, которые годами готовились к, возможно, главному старту в своей жизни. Надо отдать должное мужеству наших спортсменов, которые перед отъездом из Пекина записали, как поют гимн России, собирая вещи.

Для паралимпийцев в Ханты-Мансийске в марте организовали альтернативные соревнования под девизом «Мы вместе. Спорт». В них смогли принять участие все, кому было отказано в выступлении в Пекине, а суммы призовых были такими же, как и за паралимпийские медали. Что ж, это достойная компенсация для людей, которые абсолютно незаслуженно пострадали.

Тем не менее, остается открытым вопрос о том, как дальше жить российским и белорусским атлетам, которые выступали на международных соревнованиях. Почти во всех видах спорта наши спортсмены сегодня отстранены. Россияне продолжают выступать разве что в теннисе и единоборствах (разумеется, без флага). Но надо понимать, что почти все наши представители в этих видах спорта давно живут за границей и выступают там же.

Очевидные вопросы — может ли быть альтернатива чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм и как теперь быть отечественным спортсменам, которые в них участвовали?

— Если не допустят до Кубка мира, значит, в эти же сроки проведем что-то совместно с белорусами. Может быть, кто-то из Китая приедет. И вообще любые спортсмены, которые захотят, могут приехать. Сделаем что-то вроде игр доброй воли, — комментировала изданию «Спорт-Экспресс» президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе.

О возрождении игр доброй воли сегодня говорят многие спортивные руководители. Они должны объединить атлетов прежде всего России и Китая. Среди представителей этих двух стран огромное количество топ-спортсменов в большинстве видов спорта. Также смогут присоединиться команды таких стран, как Бразилия, ЮАР, Саудовская Аравия, Нигерия, Индия, Казахстан и других. Не удивлюсь, если в итоге принять участие в таких играх захотят и отдельные представители Запада. Интерес к такому турниру будет как минимум сопоставим с Олимпийскими играми. Когда он может состояться и где — пока открытый вопрос, но я уверен, что игры доброй воли возродятся в ближайшем будущем.

Вопрос на легион

От международных санкций пострадал и челябинский «Трактор». Сначала без чемпионата мира по хоккею остались Никита Тертышный, Сергей Телегин, Владимир Ткачев и Антон Бурдасов, которые вполне могли бы поехать на турнир в составе сборной России. Но для них ситуация не такая плохая, как для легионеров. Все-таки пропустить один турнир не так страшно, как остаться без основного места работы, а именно это произошло с чешскими хоккеистами «Трактора» Лукашем Седлаком, Томашем Гикой и Романом Виллом.

— Как мы и отмечали на итоговой пресс-конференции, всем нашим легионерам понадобилось несколько недель, чтобы оценить обстановку в своих странах и пообщаться с семьями, — прокомментировал ситуацию генеральный директор ХК «Трактор» Иван Савин. — На сегодняшний день могу сказать, что нами совместно с чешскими хоккеистами принято решение, что они пропустят следующий сезон в КХЛ. В клубе понимают их позицию. Хочется только поблагодарить их за все, что они сделали для «Трактора» и пожелать удачи.

Добавлю, что хоккеисты уже подписали соглашение с чешским клубом «Динамо» (Пардубице). Разумеется, решение они принимали под огромным давлением со стороны общественности и федерации хоккея, которая заявила, что не будет вызывать в сборную Чехии игроков, оставшихся в КХЛ. Такие ограничения против спортсменов сложно назвать не иначе как шантажом. По сути, хоккеистов ставят перед выбором: играть в России за хорошие деньги в сильной лиге, но без чемпионатов мира и Евротура либо ехать выступать в куда более слабый чемпионат Чехии с контрактом в разы меньше.

Карьера хоккеиста коротка, и такие санкции лишают многих возможности не только реализоваться в своей сфере, но и элементарно заработать на жизнь. Например, я искренне не понимаю, почему Лукаш Седлак должен потратить, возможно, лучший год своей карьеры на заштатный Пардубице вместо реально конкурентной лиги и команды, где его просто обожают болельщики.

Но выбор по-прежнему остается за игроками, поэтому я не удивлюсь, если найдутся те, кто подойдет к вопросу рационально и останется в КХЛ. Например, оставшиеся легионеры «Трактора» Лоуренс Пилут и Теему Пулккинен не играют за сборные Швеции и Финляндии соответственно, а значит, для них все упирается только в общественное мнение и их личные убеждения. Я бы сказал, что в их отношении ситуация 50 на 50: они, безусловно, хотят продолжить играть в Челябинске, но антироссийская кампания в скандинавских странах может нести слишком большие риски для репутации хоккеистов. «Культуру отмены» там пока никто не отменял.

Еще один иностранец «Трактора», Ник Бэйлен, и вовсе имеет белорусский паспорт, так что по идее не должен испытывать проблем с тем, чтобы отработать свой контракт с клубом. Тем более, что в США куда проще относятся к пребыванию своих граждан в России. Все-таки там во главе всего денежные интересы, и в данном случае это нам на руку, так как защитника подобного уровня в России найти сложно.

Из-за отъезда легионеров российские клубы испытывают сложности с комплектованием составов на следующий сезон. Дефицит квалифицированных игроков привел к тому, что россияне стали требовать большие контракты. Тем не менее, в «Тракторе» борются за то, чтобы компенсировать уход ведущих игроков. Уже подписал соглашение с клубом его воспитанник, один из лучших силовых форвардов страны Антон Бурдасов. Также команда пополнилась опытным центральным нападающим Петром Хохряковым, который к тому же имеет опыт игры в одном звене с Бурдасовым.

Сложно обстоят дела с поиском голкипера. Эмиль Гарипов в прошлом сезоне не выглядел даже конкурентом на позицию первого номера, а качественных российских вратарей на рынке почти нет. Скорей всего «Трактор» возьмет одного из своих воспитанников: Владислава Сухачева либо Егора Назарова. Но они оба прошедшие сезоны провели в ВХЛ, а это все-таки другой уровень. Из молодых есть шансы закрепиться у Вячеслава Бутейца.

В масштабах лиги отъезд иностранцев неминуемо приведет к тому, что их места займут отечественные игроки. Да, кто-то из них будет не дотягивать по уровню до легионеров, но найдутся и те, кто благодаря ситуации сможет проявить себя и воспользуется шансом.

Внутренние резервы

Уже сейчас известно, что в будущем сезоне КХЛ не будет рижского «Динамо» и финского «Йокерита». И если команда из Хельсинки все годы своего присутствия в лиге была ее изюминкой и украшением, то вот латыши по спортивным показателям явно не вписывались в КХЛ. Да, участие рижан в нашем чемпионате — это прекрасный пример того, что интеграция с прибалтийскими республиками возможна, но сейчас времена поменялись, и в ближайшие годы их возвращения ждать не стоит.

Также под вопросом судьба минского «Динамо», у которого элементарно проблемы с финансированием. Но почему-то я думаю, что в итоге белорусская команда не пропадет и останется в КХЛ. А вот с «Барысом» ситуация потенциально сложней. В Астане традиционно сильный клуб, но Международная федерация хоккея способна надавить на Казахстан из-за участия в Российских соревнованиях. Если это произойдет, мы можем лишиться не только «Барыса», но и «Сарыарки» и усть-каменогорского «Торпедо», которые обычно выступали в ВХЛ (кроме прошлого сезона, по причине коронавирусных ограничений). Не удивлюсь, если мы не увидим больше «Куньлуня», который по большому счету нужен был Китаю лишь в контексте подготовки сборной к домашней Олимпиаде. Но весь этот проект был настолько искусственным и политическим, что скучать по нему мы не будем.

Сейчас рассматриваются различные варианты будущего сезона КХЛ, но, вполне возможно, что на место ушедших клубов могут подняться ведущие клубы ВХЛ. Хотелось бы увидеть в топ-дивизионе такие команды, как «Рубин» (Тюмень), «Лада» (Тольятти), «Металлург» (Новокузнецк), «Сокол» (Красноярск), «Югра» (Ханты-Мансийск) или «Химик» (Воскресенск). Участие в сильнейшей лиге стало бы импульсом для возрождения хоккея в этих городах.

Да, безусловно, наш хоккей может пострадать от разрыва связей с Европой и Северной Америкой, но первыми от этого страдают именно легионеры, которые теряют возможность играть в сильной лиге и зарабатывать хорошие деньги. Для нас же это возможность сосредоточиться на внутреннем чемпионате и отойти от «культа сборной», который мешал нашему хоккею в последние годы. В долгосрочной перспективе развитие команд в новых городах пойдет только на руку и позволит реализоваться молодым талантам, которые могли бы и не получить этого шанса.

Челябинские футболисты в последние сезоны показывают уверенную игру. Фото ФК "Челябинск".

Больше нечего терять

Наконец, коротко скажем и о футбольном будущем. Уже сейчас звучат проекты включения в структуру российского футбола клубов из Крыма и Абхазии, а в перспективе и освобожденных территорий Новороссии. И если раньше нас останавливали возможные санкции ФИФА и УЕФА, то теперь опасаться нечего — все, что можно было, против нас уже ввели. Сборная России отстранена от всех международных турниров, наши клубы не смогут участвовать в Еврокубках. Для команд Премьер-лиги это проблема — они не получат призовые, им сложнее будет договариваться с легионерами, но на том уровне, где играет ФК «Челябинск», то есть в ФНЛ2, это скорее плюс. Понятно, что мы играем в совершенно другой зоне и с потенциальными новичками можем встретиться разве что на Кубке России, но это не повод не задумываться о будущем российского футбола.

Для Крыма участие в российских соревнованиях стало бы колоссальным прорывом. Там любят футбол и умеют в него играть, но последние восемь лет у местных ребят было мало возможностей прогрессировать и расти. Я уверен, сейчас на матчи команд из Севастополя, Симферополя, Керчи, Евпатории пошли бы многие болельщики в российских городах, да и съездить на выезд на черноморское побережье нашлись бы желающие. Сегодня там нет команд уровня хотя бы ФНЛ, и крымским клубам пришлось бы стартовать в ФНЛ2. Но талантов там хватает, и со временем кто-то мог бы подняться даже до уровня Премьер-лиги.

Может показаться, что наш спорт оказался в изоляции и ему будет сложно развиваться, но разве это произошло сегодня? Против наших спортсменов с 2014 года идет война: их отстраняли, незаслуженно обвиняли в употреблении допинга (например, Ольгу Фаткулину), лишали флага и гимна. Так стоит ли держаться за эти ФИФА, ИИХФ, МОК и так далее? Возможно, сейчас самое время обратить внимание на себя, сделать ту работу, до которой раньше не доходили руки, а также поискать принципиально новые подходы и связи? Россия богата талантами, которым нужна лишь небольшая поддержка чтобы раскрыться. Сейчас нужно обратить внимание на внутренние соревнования, на детский и массовый спорт. И через несколько лет, когда отношения с Западом восстановятся, мы вернемся на мировые и европейские чемпионаты, став только сильней.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру