Специально для «МК-Челябинск» директор Центра спортивной подготовки по легкой атлетике Челябинской области Анатолий Калуцкий и вице-президент региональной федерации Константин Синяков вспомнили, каким был Георгий Нечеухин и как появился турнир его памяти. Также они рассказали о подготовке к чемпионату России по легкой атлетике, который пройдет в Челябинске с 3 по 6 августа.
Один турнир взамен другого
Встреча с представителями региональной федерации легкой атлетики прошла в знаковом для этого вида спорта месте — легкоатлетическом комплексе имени Елены Елесиной. Как выяснилось в ходе разговора, знаковым это место сделал Георгий Нечеухин. Вспоминая героя нашей беседы, руководитель Центра спортивной подготовки по легкой атлетике Анатолий Калуцкий с улыбкой называет Нечеухина «ГерСаныч».
— Георгий Нечеухин ушел из жизни в 2009 году. С 2010-го в его честь проводят всероссийский турнир. Как было принято решение организовать мероприятие?
— ГерСаныч «прожил» в легкой атлетике очень большую, насыщенную жизнь, многое сделал для челябинской легкой атлетики, — отмечает Анатолий Калуцкий. — В то время у нас проводились межрегиональные соревнования «Кубок Урала». Мы эти старты переименовали, переквалифицировали, посвятили памяти Георгия Нечеухина и ввели в основной раздел всероссийского календаря соревнований.
— Почему было решено переименовать и расширить Кубок Урала, а не создать новый турнир?
— Это были небольшие соревнования, максимум 150 участников — из Челябинска, Екатеринбурга, Кургана, Тюмени. Оставлять их и делать другие не было смысла. А турнир Нечеухина довольно успешен. В прошлом году свыше 400 участников приняли в нем участие, среди них больше 30 мастеров спорта международного класса. В этом году мы тоже ожидаем большое количество участников, поскольку соревнования являются этапом отбора к финальным состязаниям «Королева спорта». Между прочим, в прошлом году турнир Нечеухина был введен в этап Всероссийской спартакиады сильнейших спортсменов России.
— В прошлом году на турнир приехало большое количество спортсменов высшего класса, организационно вы были к этому готовы?
— Мы, конечно, не совсем были готовы, но все-таки справились достойно. Имелись небольшие замечания по стадиону — газон оказался недостаточно подстрижен. Когда метатели выходили на старт, то из-за травы не видели, куда приземляется снаряд. В этом году учтем это единственное замечание.
К разговору присоединяется Константин Синяков. Он уверен, что каждый старт должен иметь конкретную цель и решать определенные задачи для спортсменов.
— Исторически так сложилось, что мемориал Нечеухина является важным этапом подготовки к чемпионату России. За две-три недели люди на нем выступали и уже готовые ехали на главный старт года. Нужно понимать, что еще одни состязания были просто ни к чему. Ведь календарь выстраивается согласно определенной логике.
— На турнир стало приезжать очень много участников. А как насчет зрителей?
— Честно сказать, они нас не балуют, — признается Анатолий Калуцкий. — Во-первых, в связи с коронавирусом мероприятие не рекламировали. Во-вторых, идет реконструкция стадиона к чемпионату России, который пройдет в Челябинске в начале августа, и до старта турнира Нечеухина мы ее завершить не успеем. Сейчас меняют старые деревянные скамейки на современные пластиковые сидения. Поэтому для зрителей пока есть только два сектора.
Турнир = прогон перед главным стартом страны?
— Можно ли считать турнир памяти Нечеухина генеральной репетицией к чемпионату России и для площадки, и для спортсменов?
— Для площадки пока нельзя, — отмечает Анатолий Калуцкий. — К турниру Нечеухина она еще не будет полностью готова. Мы делаем разминочную зону, чтобы спортсмены могли готовиться к своему старту максимально комфортно и безопасно. К чемпионату России появится закольцованная 200-метровая дорожка. Также обновим кресла и поставим мачты освещения, так как планируется вечерняя программа. Если говорить о спортсменах, то для них турнир действительно является контрольной тренировкой перед чемпионатом России. Многие представители других регионов останутся в Челябинске и будут готовиться к главному старту уже здесь. На Южном Урале для спортивных сборов созданы идеальные условия — гостиницы, спортивные объекты, в шаговой доступности лес, беговые дорожки. Приедут на мемориал Нечеухина, а уедут только после чемпионата России.
— Есть ли у турнира традиции?
— В первый день соревнований, перед началом, те, кто был знаком с Георгием Александровичем, едут на кладбище. Собираемся, чтобы почтить его память.
— Сколько регионов мы увидим на турнире?
— В прошлом году было около 40, — говорит Константин Синяков, — в этом году пока сказать сложно, заявка только началась. Но уже можно говорить, что из Беларуси приедет очень сильная команда, семь атлетов. Среди них — метатель копья с личным рекордом 89 м. Если он на это расстояние метнет, будет интересно. Ведь поле у нас всего 85 метров. Также заявился спортсмен из Турции, но он пока не подтвердил свое участие. Получается, этот турнир впервые будет проводиться в статусе международного. Об этом еще Георгий Александрович мечтал. Помню, мы вместе с ним готовили документы для подачи международной заявки. И вот судьба так сложилась, что первый легкоатлетический турнир, в котором, пусть и в усеченном составе, примут участие представители других государств, именно мемориал Нечеухина.
— Надо отдать ГерСанычу должное, — подхватывает беседу Анатолий Калуцкий. — Если он что-то задумывал, то обязательно реализовывал. Он первый раз за всю историю провел матч СССР — ГДР среди юниоров в Челябинске в 1989 году. В 2005 году стадион еще не был достроен, а мы уже проводили вторую Спартакиаду учащихся.
— Каким вы помните Георгия Александровича Нечеухина?
— Он умел убеждать людей, мог сподвигнуть их что-то сделать. Для него не было закрытых дверей, — рассказывает Анатолий Калуцкий. — По большому счету этот корпус стадиона Елесиной появился благодаря ему. Когда на Центральном стадионе убрали беговые дорожки и оставили только футбольное поле, началось строительство этого стадиона. Но из-за смены власти все работы вмиг остановились. И ГерСаныч пробил в Москве федеральные деньги на строительство этого объекта.
— Это был прецедент для всей страны, — восхищается Константин Синяков. — Это сейчас строительство объектов идет в соответствии с государственной программой, в которой определены места и сроки реализации проектов. А тогда в Москве, наверное, даже сами не поняли, как они на это согласились (смеется).
Одаренных детей разбирают очень рано
— На прошлом турнире памяти Нечеухина южноуральские спортсмены очень хорошо себя показали на спринтерских дистанциях, но в забегах свыше километра золота не взяли. Почему так? Может ли ситуация измениться в ближайшее время?
— Сразу она не изменится, конечно. Проблема в том, что сейчас большая часть тренеров в Челябинской области работают в спринте, на коротких дистанциях. С выносливостью, которая необходима на длинных дистанциях, пока у южноуральских атлетов беда. Среди взрослых спортсменов можно выделить Артемия Никитина. Есть надежда на молодых спортсменов, среди них ситуация получше.
— В прошлом году спортсмены Челябинской области не взяли призовых мест в прыжках в длину, метании диска и молота. С чем это связано?
— Нам не хватает специалистов. Последний серьезные тренер, готовивший атлетов-метателей, Олег Владимирович Самойленко, умер два года назад. Ребята, которые у него занимались, разъехались. В прыжках то же самое — тренировать некому. Были хорошие спортсмены в этой дисциплине. Один из них, Илья Телькунов, уехал в Москву, поступил. Зимой этого года он выиграл чемпионат страны, хотя еще очень молодой. Он представляет и Москву, и Челябинск. Иван Соловьев тоже показывает достойный результат в тройном прыжке, попал в призы на Спартакиаде сильнейших прошлым летом.
— Может ли проблема решиться в ближайшее время?
— Нет, конечно. Это люди, а не железки, из которых можно выточить все что угодно. Здесь требуется кропотливая, долгая работа. Нужен материал. Нельзя взять любого человека и сделать из него чемпиона. Должны быть предпосылки, какие-то данные, особенно в технических видах спорта. Если выносливость — это просто работа, где бесконечно раскачивается человеческая функция, нужно только время, быстрота — это врожденное качество, развивается до определенного предела. Если ее нет, то не получится добиться чего-то серьезного. В прыжках и метании нужны люди с высокой координацией. В легкую атлетику мы принимаем ребят только с девяти лет. В другие виды спорта дети приходят намного раньше, и если они действительно одаренные, то остаются в этих видах спорта, а мы зачастую работаем с теми, у кого к девяти годам не получилось закрепиться в каком-то другом виде спорта. Например, легкоатлет Даниил Котов раньше играл в футбол, но его выгнали из команды, и потом он стал призером чемпионата мира в прыжке с шестом.
В детской легкой атлетике 70% — это девушки, 30% — мальчики. Потом ситуация полностью меняется. Девочки куда-то уходят, а мальчики приходят из других видов спорта.
— Как решить проблему поиска звездочек?
— Повторюсь, основная проблема в том, что по государственным нормативам мы берем детей в легкую атлетику с девяти лет. Это неспроста. Легкая атлетика — удел взрослых. На спринте лучше всего люди себя показывают в 22 — 24 года, на средних дистанциях — в 24 — 26. Выносливость раскачивается до 30 лет. Метатели вообще набирают вес, чтобы толкнуть семь килограмм. Тренерам нужно работать с коллегами из других видов спорта. Например, с гимнастами. Если по мере взросления стало понятно, что из человека не получится гимнаста, то в это время его бы забрать в шест. У него будет вся необходимая база. Останется только технику освоить. Из гимнастики, например, пришла наша прославленная прыгунья с шестом Елена Исинбаева.