Экстрим и скорость. В Челябинске развивают мотоспорт

Мотокросс не только один из самых захватывающих видов спорта, но и самый востребованный среди современной молодежи

Воспитанников челябинской муниципальной школы по автомотоспорту можно назвать подрастающими звездами мотокросса. В их копилке множество наград на чемпионатах мира и России. Где учат гонять на кроссовом мотоцикле бесплатно, как развивается этот вид спорта в Челябинске? Эти и другие подробности — в нашем материале.

Мотокросс не только один из самых захватывающих видов спорта, но и самый востребованный среди современной молодежи
Фото Дмитрия КУТКИНА («Вечерний Челябинск»)

Лучшие среди лучших

В ноябре этого года челябинских спортсменов вновь отметили на праздничном вечере Федерации мотоциклетного спорта России — здесь подводили итоги сезона 2022/2023. Гонщики получили индивидуальные и командные призы. Главной победой этого года стали медали на Кубке содружества, где челябинцы завоевали первое место среди клубных команд. По итогам заездов они набрали 207 очков — максимальный показатель соревнований. В Федерации отметили и участников молодежного состава спортшколы Александра Анферова и Александра Шершнева, а также гонщиков из «Команды высшей лиги по мотоспорту г. Челябинска» Артемия Назарова и Всеволода Брылякова. За вклад в развитие мотоспорта в регионе награду получил Александр Платонов, известный спортсмен, основатель челябинской школы по автомотоспорту, руководитель Федерации мотоциклетного спорта Челябинской области.

Челябинские мотогонщики уже не первый год подтверждают свое лидерство, правда, по словам Александра Платонова, предыдущий сезон был немного удачнее этого. В этот раз пальма первенства досталась спортсменам из Каменска-Уральского.

«В этом году травмы получили сразу два наших гонщика: в начале сезона Александр Шершнев повредил плечевые связки, в середине — Илья Лысак сломал ключицу. Подключить других спортсменов было невозможно: во-первых, их очень мало, во-вторых, это очень дорого. В 2022 году мы были лидерами практически на всех состязаниях всероссийского масштаба», — сказал Александр Платонов корреспонденту «МК-Челябинск».

Южный Урал на всероссийских состязаниях по мотокроссу представляет сборная области и Муниципальное бюджетное учреждение «Команда высшей лиги по мотоспорту кроссу г. Челябинска» (МБУ «КМВЛ»), куда входят десять уже взрослых и состоявшихся спортсменов. В школе по автомотоспорту — молодые люди в возрасте до 18 лет. Пять южноуральских спортсменов попали в сборную страны. Это Илья Лысак, Александр Шершнев и братья Анферовы — Александр, Вячеслав и Виталий.

Кузница мотоспорта

Многие челябинцы знают, что научиться гонять на кроссовом мотоцикле можно совершенно бесплатно практически в центре города. «Специализированная детско-юношеская спортивная техническая школа по автомотоспорту» города Челябинска находится по улице Татьяничевой, 16. Сюда приходят с пяти лет, а по окончании школы ее выпускники получают права категории А, В и подкатегорий. Учат мальчишек скорости и техническим тонкостям опытные тренеры, в прошлом чемпионы мотокросса.

«В 1958 году в Челябинске постановлением Василия Сталина был создан мотоклуб на улице Кирова, который находился в помещении бомбоубежища на улице Лесопарковой, — рассказывает Александр Платонов. — Он работал под крылом инструментального завода «Калибр», а в 1977 году при ДОСААФ была основана наша школа. Уже в то время в стране проводили чемпионаты и первенства СССР по мотокроссу. Потом завод приватизировали вместе со зданием, а чуть позже при помощи городских властей и инвесторов помещение удалось выкупить и передать муниципалитету».

Челябинскую школу называют настоящей кузницей мотоспорта, ведь здесь воспитали многих чемпионов. Это одно из старейших и лучших учреждений такого профиля. Всего в стране не более десяти подобных спортивно-технических школ, а когда все начиналось, было более пятидесяти. Но популярность мотоциклетного спорта не падает, а, наоборот, увеличивается. Поэтому в некоторых регионах стали вновь открывать школы для гонщиков.

Сейчас под руководством команды Александра Платонова занимаются около 200 человек — 120 мотокроссом, а 80 — картингом. «Если проводить полноценный набор, то желающих будет не менее пятисот человек каждый год», — отмечает директор школы.

К сожалению, возможности учреждения ограничены по понятным причинам. Несколько лет назад возникли сложности с городской трассой для малышей. Найти свободную землю в центре современного мегаполиса — непростая задача, но ситуацию удалось временно разрешить. Сейчас юные гонщики занимаются на территории бывшего спорткомплекса «Полет».

Фото Дмитрия КУТКИНА («Вечерний Челябинск»)

«Изначально тренировочная земля для нашей школы была выделена на повороте на ЧМЗ (спорткомплекс «Молодежный»), переезжать тогда было относительно легко, технику хранили в специальных контейнерах и гаражах, да и тренировались всего два раза в неделю, — вспоминает Александр Платонов. — Сегодня мы пока доедем на ЧМЗ по нашим пробкам — время тренировки уже закончилось. Но мастера продолжают заниматься там, а также на территории клуба «Вираж» в поселке Южно-Челябинский Прииск Сосновского района, в Копейске на муниципальном стадионе, в Моховичках. Есть для наших спортсменов и небольшой участок на Трассе 74, где они сдают экзамены. В общем, у нас достаточно мест для тренировок. В том же Екатеринбурге всего две трассы, но больше занимающихся, вот в чем парадокс. Хотя у них много энтузиастов-мотогонщиков живет в небольших городах области, а также очень сильная школа в Каменске-Уральском».

Конечно, многие вопросы упираются в финансирование: мотокросс не олимпийский вид спорта, а значит, с деньгами здесь все намного скоромнее. А вот содержать таких спортсменов очень дорого, особенно если речь идет о мотоциклах, их обслуживании и экипировке — обязательном элементе для всех гонщиков. По словам Александра Платонова, каждый год благодаря городским властям в школе появляется два-три мотоцикла, шлемы, боты. Покупать технику помогают и частные спонсоры.

Максим Клещевников, начальник управления спорта и физической культуры администрации Челябинска, отметил, что в этом сезоне была куплена новая форма, запасные части для мотоциклов и моторезина.

«У челябинской спортшколы по мотоспорту богатая история. Здесь выросло не одно поколение чемпионов. Мотогонщики продолжают прославлять столицу Южного Урала и сейчас. Ежегодно они становятся победителями всероссийских и международных стартов. Кроме мастерства спортсменов и опытного подхода тренерского состава для подготовки спортсмена важно техническое оснащение. Управление по физической культуре и спорту администрации Челябинска создает комфортные условия для занятий. В скором времени планируется покупка нового мотоцикла. Последнее обновление техники было в 2022 году», — сказал Максим Клещевников.

На мотоциклах — по горам

Евгений Гиске — заместитель председателя Федерации мотоциклетного спорта Челябинской области. Он с детства ездит на кроссовом мотоцикле, имеет статус мастера спорта. В его семье все занимаются этим видом спорта: и сын Эрнест, и отец Константин Гиске, заслуженный тренер, чемпион по мотокроссу.

«Мотокросс — это официальный вид спорта, которому более ста лет. Южноуральские спортсмены — одни из самых сильных в стране, а челябинская школа по автомотоспорту — уникальная. Ежегодно мы являемся победителями различных соревнований всероссийского уровня в этой дисциплине, и у нас большое количество занимающихся», — рассказал спортсмен. По его словам, современный мотоциклетный спорт включает в себя более десяти дисциплин, хотя еще несколько лет назад их было всего пять.

«Самое популярное направление — это эндуро и его ответвления: кантри-кросс, хард эндуро. Специфика нашей природы такова, что Уральские горы никому не дают покоя. Все собираются у нас в Кыштыме, Златоусте, Миассе, чтобы посоревноваться», — сказал Евгений Гиске. Многие любители мотоциклов самостоятельно нанимают инструкторов для обучения:

«Нет такого мальчишки, который бы не мечтал сесть за руль мотоцикла. Сегодня можно купить любой — от китайского до японского, выехать в горы и прокатиться. Но после того, как один раз упадешь, понимаешь, что нужно искать инструктора и начинать учиться».

Напомним, что в челябинской школе по автомотоспорту занимаются дети с пяти лет, а на соревнования их допускают с восьми лет. В сентябре этого года в Министерстве спорта РФ рассмотрели заявку от федерации мотоциклетного спорта по включению в реестр видов спорта новых дисциплин. Это кросс на мотоциклах с гусеницей, кросс на снегоходах, моторалли на мотовездеходах, квадроциклах, снегоходах, фристайл на мотоцикле, гонки с водными препятствиями на квадроциклах и другое. Всего официальный список теперь включает 19 дисциплин.

«В XXI веке молодежь хочет быть ближе к технике. Посмотрите, сколько транспорта на городских улицах. Мы ведь не только воспитываем спортсменов, но и учим ребят вождению. После окончания нашей школы молодые люди выходят с водительским стажем в 10 — 15 лет, с правами. И это здорово, потому что они — самые лучшие водители для мегаполиса. Да, в России мотокросс пока не так популярен, как в других странах, но ситуация меняется. Если раньше на стартах было по 20 — 30 человек, то сегодня приезжает и по 60 спортсменов, приходится проводить полуфиналы», — сказал Александр Платонов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 29 ноября 2023

Заголовок в газете: Экстрим и скорость

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру