Государственная Дума и Совет Федерации приняли поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие штрафы за взяточничество. Документ направлен на подпись президенту страны Дмитрию Медведеву, по инициативе которого, собственно, и происходит ужесточение наказаний за этот вид преступлений.
Теперь законодательно вводится градация взяток (простая, значительная, крупная и особо крупная), а наказание для мздоимцев предусматривает штраф от семидесяти- до стократного штрафа в пользу государства.
Напомним читателям: инициатива Дмитрия Медведева впервые прозвучала в ходе прошлогоднего осеннего Послания президента Федеральному Собранию, где президент привел чудовищные факты коррупции, разъедающей страну. По сути, устами президента власть признала, что воровство в стране достигло невиданных прежде масштабов – до триллиона рублей в год – и имеет тенденцию к росту.
По данным международной организации Transparensy International, Россия в ежегодном рейтинге наиболее коррупционных стран мира занимает предпоследние строчки и находится на одних позициях с Папуа - Новой Гвинеей, Таджикистаном, Конго и Гвинеей-Бисау.
Проблема коррупции, взяточничества и воровства бюджетных денег стала настолько серьезной, что давно уже перестала быть дежурной темой только для оппозиционных политиков. Масштабы явления серьезно угрожают безопасности страны, тормозят экономическое развитие, разлагающе действуют и на власть, и на бизнес, и на народ.
Многие аналитики и профессионально отслеживающие темы коррупции специалисты считают, что это явление махровым цветом расцвело именно в стабильные «нулевые». Воровали, конечно же, и прежде, у многих до сих пор в памяти «лихие 90-е» с их приватизационными аферами и дележом госсобственности. И все-таки тогда, признаются специалисты, так, как нынче, не воровали.
Челябинская область, прославившаяся еще в 90-е громкими коррупционными скандалами и откровенным разворовыванием государственного добра (одно дело Головлева чего стоит!), и на протяжении «нулевых» не отставала от других регионов России в плане коррупциогенности.
Достаточно просто перечислить наиболее громкие дела, связанные с чиновниками, попавшимися на крючок правоохранительных органов, чтобы убедиться в этом. С поличным были пойманы и осуждены мэр Миасса Владимир Григориади, глава Кизильского района Александр Смирнов, первый заместитель губернатора Виктор Тимашов, сотрудники администрации области супруги Татьяна и Алексей Сергеевы, начальник отдела главного управления госзакупок правительства области Сергей Скрынник, мэр Карабаша Мусса Дзугаев.
Перечисленные персоны – лишь наиболее заметная верхушка айсберга и вызвавшая наибольший интерес у общественности и СМИ. Десятки (если не сотни) более мелких рангом чиновников попадались и попадаются практически ежедневно, стоит почитать сводки прокуратуры и следственных органов.
Еще одна особенность вышеприведенного списка мздоимцев – попадание их преступлений по новым поправкам в разряд «крупных» и «особо крупных взяток». Дело в том, что, согласно предложениям президента, в Уголовном кодексе проведено четкое ранжирование взяточничества по четырем категориям: размер простой взятки определен до 25 тысячи рублей, значительной взятка признается, если составляет и превышает 25 и до 150 тысяч, далее идет крупная – от 150 тысяч до 1 миллиона – и особо крупная – от миллиона и выше рублей.
Деяния южноуральских казнокрадов читатели могут самостоятельно оценить на основе таблицы. Так же как и размер штрафов, которые могли бы получить осужденные чиновники, если бы попались сегодня.
Опрошенные «МК-Урал» юристы не сомневаются, что предложенные поправки в УК вскоре и без задержек будут подписаны Дмитрием Медведевым. Другой вопрос – правоприменительная практика. Здесь есть проблемы, не говоря уже о том, что часть наших собеседников попросту сомневаются в том, сможет ли ужесточение наказания в части штрафов за взятки сломать хребет коррупции.
Несмотря на ужасающие вроде бы последствия для пойманных за руку взяточников и перспективу расплачиваться с государством едва ли не до Страшного суда, многие сомневаются, что это реально приведет к снижению коррупции в стране.
Резоны здесь следующие: во-первых, соблазн для чиновников «порешать вопросы оперативно и без волокиты» по-прежнему велик, а о возможном наказании думают в последнюю очередь. Во-вторых, по сути, полная безнаказанность последних десяти лет, а также чуть ли не поголовное стремление чиновников к обогащению развратили многих. Третьей причиной называют сам бизнес-климат в стране, где бизнесмены вынуждены искать неформальные выходы на чиновников просто для того, чтобы заниматься бизнесом.
Короче, как испокон веков и велось – по поговорке про езду и смазку.
Один из наших собеседников в силовых органах, попросивший не называть себя, прямо сказал: «Если при Петре I перспектива быть повешенным перед Сенатом в Петербурге не останавливала людей брать взятки, сможет ли этому помешать какой-то абстрактный штраф, пусть и в 100-кратном размере? Брали и будут брать!»
Кстати, на заметку предпринимателям и бизнесменам. По принятым поправкам, посредничество во взяточничестве стало самостоятельным составом преступления и будет также караться лишением свободы на срок до семи лет (за обещание взятки или посредничество в получении) и кратными размерами штрафа.
В общем, закон ужесточили, а отразится ли это в лучшую сторону на общественных нравах, станет ясно совсем скоро.