Почти два десятилетия назад попытки региональных лидеров (в Свердловской области - Эдуарда Росселя, в Челябинской – Петра Сумина) создать Уральскую республику не выглядели чем-то сногсшибательным, и, не случись некоторых событий, вполне возможно, новый субъект появился бы на карте России.
В декабре 1993 года Россия готовилась принять основной закон страны – Конституцию, что подстегнуло некоторых региональных лидеров к торгу с федеральным центром. Предметом торга являлось расширение собственных полномочий и урезание полномочий центральной власти.
На фоне все обостряющегося конфликта между исполнительной (президент Борис Ельцин и его команда) и законодательной (спикер Верховного Совета Руслан Хасбулатов, вице-президент Александр Руцкой и другие) властью в России момент был удобен. Удобен именно тем, что страна стремительно приближалась к гражданской войне и, по сути, к параличу власти на разном уровне.
Этим-то и решил воспользоваться энергичный лидер Свердловской области Эдуард Россель, сумевший убедить своих коллег из близлежащих регионов в необходимости создания Уральской республики как нового полноценного субъекта России.
Большая Уральская республика
Еще 25 апреля 1993 года на территории Свердловской области был проведен референдум жителей, на котором было получено добро по вопросу о расширении полномочий областного правительства в социально-экономической сфере до уровня республиканской власти. Немедленно были начаты работы по созданию собственной конституции Уральской республики, при этом Эдуард Россель осмотрительно говорил о том, что, цитируем, «нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность». В принципе у всех в памяти еще была свежа неосторожно высказанная когда-то Борисом Ельциным мысль о том, что субъекты Федерации могут брать суверенитета столько, сколько смогут. В полном соответствии с этим тезисом Россель и начал действовать, при этом еще и обосновывал необходимость создания Уральской республики тем, что надо умерить сепаратистские устремления лидеров соседних Татарстана и Башкортостана. Так что выглядело все это поначалу логично, а довольный Россель уже заговаривал о создании полноценной региональной валюты – уральского франка в противовес обесценивающемуся рублю.
Все это до поры до времени казалось бесплодными прожектами, пока 14 сентября 1993 года в Екатеринбурге главы Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской и Курганской областей не подписали заявление о намерении участвовать в разработке общей экономической модели регионов Урала. Призрак создаваемой Эдуардом Росселем республики, выражаясь языком Карла Маркса, забродил по России.
Дальше – больше. Уже 27 октября конституция республики была утверждена свердловским облсоветом, 31-го – вступила в силу. Указом № 1 Эдуард Россель скромно возложил на себя исполнение обязанностей губернатора республики, правительство возглавил Валерий Трушников.
Не пришедшее в себя после октябрьских событий 1993 года, когда российские танки прямой наводкой расстреливали здание Верховного Совета, правительство и президент страны Борис Ельцин вынуждены были проглотить эту выходку свердловского губернатора. Им было не до регионального сепаратизма, пока власть в центре едва не уплыла из одних рук в другие.
Еще 2 ноября Эдуард Россель участвовал в заседании совета министров России, на котором Борис Ельцин во всеуслышание заявил, что стремление уральских областей поднять свой статус до уровня республики – закономерный процесс. Успокоившийся Россель вернулся домой, и вот тут-то Москва нанесла решающий удар.
Через неделю выходит указ Ельцина № 1874 о роспуске Свердловского облсовета, на следующий день, 10 ноября, указом президента № 1890 в отставку отправляется губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Но центр тогда не стал доводить дело до логического завершения, видимо боясь перегнуть палку.
В том же указе № 1890 исполняющим обязанности губернатора области назначается Валерий Трушников, бывший первый заместитель и глава правительства несостоявшейся республики.
Кстати, положения указа Бориса Ельцина об отставке Росселя затем были проверены московскими юристами, которые вынесли следующий вердикт: согласно тогда действовавшим нормам, отправив Росселя в отставку, Ельцин действовал вопреки законодательству. Но опальный губернатор не стал в дальнейшем судиться, благо на ближайших выборах в апреле 1994 года был без проблем избран в Свердловскую областную думу и даже возглавил ее.
Два губернатора на область
Не менее интересна политическая история собственно Челябинской области в тот момент. Как известно, весной 1993 года экс-председатель Челябинского областного Совета народных депутатов Петр Сумин выиграл выборы на пост главы области (с 1991 года областью руководил назначенный Москвой Вадим Соловьев).
Сумин тогда набрал более 50 процентов голосов избирателей и по праву мог претендовать на место, которое до той поры занимал ставленник Бориса Ельцина Вадим Соловьев. Однако неблагоприятные для Соловьева итоги выборов были отменены и, несмотря на то что Конституционный суд России признал их легитимность, ставленник президента отказался передавать власть Сумину.
Это обстоятельство подтолкнуло Петра Сумина и его команду в сторону оппозиционного Ельцину Верховного Совета и его главы Руслана Хасбулатова. Наверное, это же обстоятельство поспособствовало и вхождению Сумина в авантюру Росселя с Уральской республикой.
Интересно, что народная молва приписывает успех Вадима Соловьева у Бориса Ельцина обыкновенной… водке. Из уст в уста в 90-е годы передавался анекдот, согласно которому якобы в момент визита Бориса Ельцина в Челябинскую область произошел следующий роковой для Сумина случай.
Вроде бы как по дороге в аэропорт, куда тогда еще кандидата в президенты страны Бориса Ельцина отправились провожать каждый на собственной машине - и Вадим Соловьев, и Петр Сумин, Борису Николаевичу угодно было остановиться. И – выпить.
Так вот уверяли, что в машине Петра Сумина не нашлось бутылки водки и закуски для будущего первого лица, а в автомобиле запасливого Соловьева – нашлось. Это, мол, и предопределило выбор Ельцина в пользу расторопного Соловьева. Конечно же, это все-таки анекдот, но дух и характер отношений той эпохи он передает достоверно.
В общем и целом, конечно же, авантюра Эдуарда Росселя обошлась Петру Сумину недешево. Наверное, не в последнюю очередь Борис Ельцин и его аппаратные помощники отказались признавать итоги апрельских выборов 1993 года главы администрации Челябинской области из-за того, что Петр Сумин не скрывал своих симпатий к Верховному Совету и своих собственных контактов с различными прокоммунистическими силами.
В то время как Вадим Соловьев был известен как «рыночник» и «демократ». Поэтому в 1995 году на выборах депутатов Государственной Думы Петр Сумин стал депутатом нижней палаты парламента страны и лишь в декабре 1996 года был повторно избран населением Челябинской области на пост губернатора.
Следующие почти 14 лет он и занимал эту должность, и, что характерно, в качестве главы субъекта Федерации подписывал в конце 90-х годов прошлого века договоры об разграничении полномочий с федеральным центром, договоры о сотрудничестве с другими субъектами Федерации, например с Татарстаном или Башкирией.
То есть сепаратистские устремления региональных лидеров вовсе не умерли со скоропостижной кончиной Уральской республики, а, напротив, оказались весьма и весьма живучими. Лишь построение «вертикали власти» Владимиром Путиным и прибытие на Урал первого полномочного представителями президента в федеральном округе Петра Латышева положили этому конец.
Договор о разграничении полномочий с федеральным центром был моментально ликвидирован, а о заключении каких-либо договоров между субъектами не могло быть и речи.
Почти ЮАР
Но создание Уральской республики было повторено в Челябинской области еще один раз. Конечно же, если попытка Росселя была вполне адекватна и провалилась лишь в силу обстоятельств, то попытка создания Южно-Уральской республики выглядит забавным казусом.
И все-таки…
В августе 1993 года известный в Златоусте свой политической активностью Сергей Костромин заявил о создании Южно-Уральской республики с центром в Челябинске. Кто уполномочивал на подобное заявление господина Костромина и уполномочивал ли вообще, сейчас уже неважно, дело в другом.
Первым распоряжением президента ЮУР (разумеется, не мудрствуя лукаво господин Костромин видел на этом посту только себя) было такое: «Приостановить деятельность Советов народных депутатов всех уровней до проведения выборов в Государственную думу Южно-Уральской республики (ЮУР) и муниципальные комитеты районов и городов; провести 7 ноября 1993 года референдум по Конституции ЮУР и выборы президента ЮУР». Впрочем, новый президент милостиво назначил боровшихся тогда за власть Соловьева и Сумина премьер-министром и вице-президентом соответственно.
В экономической сфере предлагалось немедленно запретить вывоз сырья, товаров народного потребления и продовольствия за границы ЮУР, на всем протяжении границ республики установить таможенный контроль, создать Центральный банк ЮУР на основе управления Центробанка России по Челябинской области. В ближайших планах – переподчинение правительству республики органов МВД и войск. Как видим, Костромин в своих взглядах пошел намного дальше Росселя, и, наверное, к счастью, что они так и остались на бумаге.
Потому что те, кто обладал тогда реальной властью, не имели времени обращать внимания на такие мелочи. Готовилась большая распродажа под названием «приватизация», и каждая сторона готовилась к активному освоению народных богатств, но это уже совсем другая история…
P.S. Кстати, Эдуард Россель даже в конце своей карьеры губернатора Свердловской области (полномочия были прекращены в 2010 году) утверждал, что юридически решение о создании Уральской республики не отменены. И значит, де-юре такой субъект Российской Федерации до сих пор существует.
* * *
УКАЗ
губернатора Уральской республики
от 31 октября 1993 года
№ 1 г. Екатеринбург
Об осуществлении полномочий губернатора Уральской республики
В связи с возложением на главу администрации Свердловской области осуществления полномочий губернатора Уральской республики и в соответствии с параграфом 4 Переходных положений Конституции Уральской республики
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Довести до сведения населения, организаций Уральской республики, что осуществление полномочий губернатора Уральской республики возложено с 31 октября 1993 года на главу администрации Свердловской области.
2. Поручить правительству области до избрания первого губернатора республики исполнять полномочия правительства Уральской республики, определенные Конституцией Уральской республики.
3. Поручить председателю правительства (Трушникову В.Г.) в срок до 12 декабря 1993 года подготовить предложения по структуре исполнительной власти.
И. о. губернатора Уральской республики Э.РОССЕЛЬ