О захоронении челябинскому поисковику рассказала киргиз-миякинский краевед Роза Килеева.
— Одни у нас утверждают, что там некий красный командир похоронен, то есть могила осталась со времен Гражданской войны, — говорит женщина. — Другие относят ее к XVIII или XIX векам. В любом случае все опрошенные в один голос подтверждают: «тут урус похоронен», русский. Старики в прежние времена наставляли: «Пройдешь мимо - брось камушек. А русским об этой могиле не говори, не нужно им знать».
Далее Федор Жижилев рассказал:
— С группой единомышленников мы взялись за лопаты и вскрыли загадочное захоронение. Сверху на могиле лежит каменное «одеяло» толщиной 15 - 20 сантиметров, собранное из камушков, которые за века набросали местные жители. В центре «одеяла» сохранилось углубление, в которое в старину был вставлен шест или крест… Гроб, в котором покоились останки «уруса», оказался дубовым, что уже само по себе говорит о его древности. По явным следам было видно, что доски рубили, а затем тесали топором. Под головой покойного по старому обряду лежал березовый веник. Из-за отсутствия воздуха он хорошо сохранился. На костяке остались фрагменты тканой одежды. В могиле, бесспорно, погребен славянин, хотя его тело и оказалось неправильно ориентировано: голова не по традиции указывала на восток, а не на запад.
Тогда же челябинский поисковик высказал предположение, что в Киргиз-Мияках ни много ни мало могила Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири.
— Мы взяли часть пяточного материала, гвозди, поясок усопшего, отвалившийся фрагмент гроба, — рассказывает Федор. — После радиоуглеродного исследования органического материала его удалось датировать. Возраст усопшего составил 560 плюс-минус 120 лет. Мы умышленно не переворачивали скелет, не трогали отложения на дне гроба, оставив все для дальнейшего изучения серьезных ученых.
— Но почему именно Ермак? Сколько верст от места его гибели у Тобольска до Киргиз-Мияков!
— По разным данным известно, что именно в Башкирии было перезахоронено тело Ермака, - ответил челябинский поисковик. — Сначала его тело погребли на Иртыше, на татарском кладбище, вернее за татарским кладбищем, потому что атаман не был мусульманином. Под сосною, как указано у Ремизова. Мощи Ермака Тимофеевича, его одежда, доспехи и оружие высоко почитались местным населением и, по некоторым источникам, даже использовались в шаманстве и лечебных целях. Между Тобольском, где погиб Ермак Тимофеевич, и Киргиз-Мияками 1100 километров. Расстояние немаленькое, но в то же время не такое уж непреодолимое даже для того времени. Я предполагаю, что башкиры, коих тогда много было и в сибирских землях, перевозили тело Ермака через Уральский хребет в Москву. Но что-то их остановило, и они захоронили атамана на своей земле.
Челябинский спелеоархеолог Владимир Юрин был более осторожен в высказываниях. Он отметил, что радиоуглеродный анализ останков киргиз-миякинского «уруса» действительно относит его к временам освоения башкирских земель русскими первопроходцами. Вероятно, и здесь похоронен один из них. Но сколько их было… Сотни, а может быть, и тысячи. Почему он ориентирован головой не по православному обычаю - на запад? Возможно, русского действительно хоронили или перезахоранивали башкиры, и они нарушили канон.
***
Тем не менее статья из «МК-Урал» попала на интернет-форумы Башкортостана, и тут началось! Серьезно обсуждался вопрос, нужен ли нам «второй Аркаим» на миякинской земле. «Наедут же сейчас со всей Рассеи святоборцы, язычники, христолюбцы и христопродавцы — и пр. городские сумасшедшие — поклоняцца «святым мощам» завоевателя и охранителя русских людей на востоке и тэ дэ и тэ пэ...»
Батюшка местного киргиз-миякинского храма пообещал по православному обычаю освятить могилу. Над ней поисковики из Челябинска установили временный крест, а позднее его должны были заменить на памятник.
В апреле 2012 года в Киргиз-Мияки приехал журналист газеты «Республика Башкортостан» Вячеслав Завьялов и узнал от главы районной администрации «новость» о том, что рядом с селом находится якобы «могила Ермака». В конце апреля вышла газета с его статьей. Автор четко указал, что версия о Ермаке не выдерживает даже поверхностной критики, дал обзор источников о гибели Ермака… Но, видимо, именно эта статья дала толчок, и лавина пошла.
Тогда же в историю с этой мистификацией был вовлечен челябинской ученый, кандидат исторических наук, доцент кафедры древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ Гаяз Самигулов.
***
Федор Жижилев — человек энергичный и деятельный. Что называется, по горячим следам ему удалось организовать поездку в Киргиз-Мияки Самигулова и спелеоархеолога Юрина.
— «Теория» у Жижилева, конечно, красивая, но она не выдерживает никакой критики, — говорит Гаяз Хамитович. — Во-первых, образцы для радиоуглеродного анализа обычно направляют параллельно в две-три лаборатории и затем выводят среднее арифметическое значение, поскольку разнобой в датах получается приличный. Если для глубокой древности ошибка в сто лет, может быть, и не так существенна, то для позднего времени это уже ощутимо. Во-вторых, Федор Егорович доказывает правоту своей версии тем, что в шежере (башкирская родословная) одного из жителей Киргиз-Мияков есть имя Ермак. Но прежде всего стоит отметить, что Ермак - достаточно распространенное имя у башкир, казахов и татар. А потом, Ермак из шежере жил всего лишь 200 лет назад, то есть в «те самые» покорители Сибири не годился.
Тем не менее 30 апреля челябинские ученые с проводником Жижилевым приехали в Киргиз-Мияки. Задачей было знакомство с районом, выявление и исследование исторических и природных объектов.
— Первым делом подъехали к могиле на возвышенности, — рассказывает Самигулов. — Посмотрели и убедились, что сказать по ее поводу нам нечего. И все. Наутро были поездки по всему району, встречи и беседы с краеведами, учителями, руководителями подразделений. Нам показывали различные примечательные места. С помощью местных жителей Владимир Юрин нашел три пещеры, небольшие, но для района, где раньше о них вообще известно не было, это уже что-то новое. На второй день нашего пребывания в районе нас привезли к старому медному руднику, XVIII – XIX веков, который оказался в хорошем состоянии, — мы прошли под землей почти полкилометра! Рудников в районе довольно много, но у остальных засыпаны входы. А как объект для туризма это очень интересный вариант.
Чуть позже в район приехала съемочная группа ГТРК «Башкортостан» специально для подготовки телесюжета о «могиле Ермака». Журналисты побеседовали с Самигуловым, и ученый сказал, что никаких оснований считать это погребение «могилой Ермака» нет, а проведение раскопок может помочь точнее датировать захоронение и, возможно, определить конфессиональную принадлежность покойного (православный он или мусульманин).
На следующий день в эфир вышел сюжет, в котором все перевернули с ног на голову. Было сказано: «Сенсационную гипотезу выдвинули ученые из Челябинской области. Специалисты Южно-Уральского университета предполагают, что могила атамана Ермака может находиться в Башкортостане. Результаты раскопок одного из захоронений в Миякинском районе показали, что версия эта вполне реалистичная…
В этой могиле на окраине села Киргиз-Мияки вполне может покоиться прах легендарного атамана, утверждает доцент кафедры Южно-Уральского университета Гаяз Самигулов».
— А дальше процесс пошел, — продолжает Гаяз Хамитович. — Насколько я знаю, пресс-служба президента Республики Башкортостан разослала сообщение о том, что на территории республики предположительно найдена «могила Ермака», и СМИ всех уровней и мастей начали тиражировать «сенсацию». И до сих пор многие тысячи людей вполне серьезно обсуждают обстоятельства захоронения Ермака в юго-западной Башкирии и при этом уверены, что специалисты историки и археологи из Челябинска эту версию поддерживают.
Историческая справка
1 сентября 1581 года дружина казаков под началом Ермака Тимофеевича Оленина выступила в поход за Каменный пояс. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку - реке Серебряной до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Два раза разбили они сибирских татар - на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков своего военачальника Маметкула, но и его войско было разбито Ермаком на берегу Тобола при урочище Бабасан. Наконец на Иртыше казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве на Чувашевом мысу. Кучум бежал в ишимские степи. Иван Грозный принял послов от казаков из Сибири очень ласково, богато одарил их и в подкрепление отправил 300 ратников. Однако в битвах с татарами дружина Ермака быстро редела.
6 августа 1585 года погиб и сам атаман. Он шел с небольшим отрядом, в 50 человек, по Иртышу. Казаки заночевали в устье реки Вагай. Ночью воины Кучума напали на спавших казаков и истребили весь отряд. Сам Ермак, облаченный в тяжелые доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул.