Выжить и развиваться в этой ситуации могут только те хозяйства, которые способны выстроить грамотную стратегию использования всех имеющихся ресурсов, толковый и продуманный подход к ведению сельского хозяйства.
К таким хозяйствам, внедряющим новые методы производства сельскохозяйственной продукции в Красноармейском районе Челябинской области, относится ОАО СХП «Красноармейское». Жесточайшая засуха 2010 года, конечно, отразилась на экономических показателях этого сельхозпредприятия, но не столь губительно, как для большинства хозяйств области.
На полях Красноармейского сельхозпредприятия завершается посевная кампания, и сельхозпроизводителей, специализирующихся на выращивании картофеля и овощей, беспокоит сейчас одно – достаточно ли влаги в почве.
Ну а запланированные объемы таковы: на эту полевую страду зерновые будут высажены на площади 4 тыс. гектаров, картофель – на 500 га, овощи – на 130 га, лук – на 1000 га, однолетние травы – на 1000 га, суданская трава на 300 га. Что значительно больше, чем в прошлом году. Причем, несмотря на недельную задержку с началом посевных работ, Красноармейское сельхозпредприятие завершает посевную кампанию раньше всех.
Как аграриям этого хозяйства удается не только противостоять природным аномалиям и растущим год от года аппетитам монополистов, но и всякий раз доказывать ошибочность расхожего мнения федеральных и региональных властей, что вкладывать деньги в село равносильно выбрасыванию их на ветер, нам охотно рассказал генеральный директор Красноармейского сельхозпредприятия Василий Егорович Васичкин. Сегодня он гость нашего еженедельника.
Субсидии энергетики «съели»
- Несмотря на жесточайшую засуху прошлого года, - говорит Василий Егорович, - мы провели успешно зимовку скота. Хотя кормов было недостаточно, но благодаря тому, что у нас был переходящий запас кормов с прошлых лет, мы выжили. Кроме того, нам пришлось вложить большие средства, 10 млн рублей, в приобретение фуража, а также вырезать половину зерновых на корма.
В результате предыдущий год мы завершили достойно, надоив от каждой фуражной коровы по 6550 литров, пропустив впереди себя только сельхозкооператив Ивана Никандровича Шундеева из Коелги. Таким образом, мы на втором месте в области по надоям молока. Значительное увеличение у нас и по валовой продукции. От 950 коров мы надоили 6000 тонн. Столько наше хозяйство надаивало еще в советскую эпоху от 2000 коров.
Правда, прибыли как таковой нет и быть не может, поскольку в животноводстве очень большие затраты. Так что, когда их сложишь, в лучшем случае получится ноль, а в худшем минус. Но в этом случае надо поблагодарить губернатора области Михаила Юревича, выделяющего на каждый литр молока два субсидированных рубля.
Однако очень шустрые энергетики своим повышением на 65 процентов цен на электроэнергию эти губернаторские субсидии «съели». В результате в январе нашему сельхозпредприятию уже выставили 5 рублей 20 копеек за один кВт*ч, или 2 млн 800 тыс. рублей за месяц. Но поскольку энергетики явно обнаглели при этом, то сейчас вводится корректировка тарифа, то есть его снижение.
Посмотрим, насколько он снизится. Но что это должно произойти – абсолютно точно. Ибо и президент страны, и премьер правительства заявили во всеуслышание, что не должно быть повышения цен на электроэнергию более 15 процентов в сельскохозяйственной отрасли.
Если говорить о засухе прошлого года, то, сделав соответствующие выводы, мы выполнили большие объемы работ по мелиорации. В минувшем году было заменено три километра трубопровода на действующих трассах, поскольку трубы пришли в негодность.
Сейчас ведем работы по вводу еще 100 дополнительных мелиоративных гектаров. С этой целью мы купили круговую испанскую РКД, которая за один проход способна поливать 100 гектаров. До конца мая наши специалисты ее запустят. Словом, к уже имеющимся 350 гектарам в настоящее время добавляется еще 100 мелиоративных гектаров.
Таким образом, это, с одной стороны, увеличивает нам поливные площади, а с другой - гарантированно повышает урожайность картофеля, овощей, кормов. Кроме того, вопреки трудностям мы в настоящее время пошли на немалое техническое перевооружение. К началу полевого сезона мы приобрели новой техники на 70 млн рублей. Это, в частности, относится к покупке двух посевных агрегатов «Джон Дир».
В результате выигрыш более чем наглядный. Если по старой системе на этой площади раньше работали 20 человек, то по новой технологии - в четыре раза меньше. Далее. Хоть мы нередко и говорим о трудностях в животноводстве, но мы не собираемся от него отходить, поставив перед собой еще одну задачу: построить в этом году два животноводческих помещения для молодняка по 500 телок в каждом.
Задача – снизить убытки в животноводстве
- Численность вашего поголовья скота на сегодняшний день?
- Оно у нас самое большое в районе и составляет 2000 голов. Маточное поголовье коров подходит к 1000. И в настоящее время мы надаиваем в районе от своих буренок 55 - 60 процентов от всего молока Красноармейского района.
- Откройте, пожалуйста, секрет увеличения поголовья крупного рогатого скота, а вместе с тем и надоев молока?
- Мы никогда не ставили перед собой задачи избавиться от молочного животноводства. Почему? Да потому что значительное количество наших сельхозпроизводителей, а это порядка 250 человек (от всей численности коллектива в 450 работников) трудятся в животноводстве. В итоге это не только рабочие места, но и семьи животноводов. Поэтому мы этого не делали и делать не будем. Понятно, что пока не так уж много средств выделяется на развитие животноводства. Но тем не менее мы все еще надеемся, что государство будет выделять больше средств на субсидированное животноводство.
- Но вы ведь нередко бываете в командировках, в том числе и в европейских странах, и видите, какое там отношение к сельскому хозяйству и какое здесь. Почему такое плохое отношение к селу у нас? И почему не дотируется надлежащим образом?
- Говорить о том, что нет никаких изменений, нельзя. Сегодня увеличиваются и федеральные, и областные субсидии. Хотя нам хотелось бы, чтобы эти субсидии были более масштабными, чем они есть на самом деле. А впрочем, сейчас уже есть в нашей стране регионы, где субсидии на молочное животноводство гораздо выше. К ним относятся, например, Свердловская область и соседние регионы.
- Значит, можно все-таки?
- Не можно, а нужно. Иначе коров в нашей области не останется, а вместо молока мы будем пить воду. А чтобы этого не случилось, мы принимаем различные меры по снижению убытков в животноводческой отрасли. В этом году, например, мы впервые поставили задачу по выращиванию тысячи тонн зерна кукурузы для фуражных целей. Если все пойдет хорошо, то будем наращивать объемы производства этого зерна. Есть надежда, что мы получим значительно выше урожай на кукурузе, это позволит нам снизить стоимость и фуражного зерна, и молока.
- А вы раньше кукурузой занимались?
- Да, но только выращиванием ее на силос. А вот на зерно в этом году – впервые. Успешно его выращивает в нашей области сельхозпредприятие «Подовинное», которое получает кукурузное зерно уже несколько лет. Даже с прошлогодней поправкой на засуху оно вырастило порядка 1000 тонн зерна.
Путем внедрения современных технологий
- В этом году синоптики обещают засушливое лето. Вас не пугает такая перспектива? В чем, исходя из этого, особенности нынешней посевной кампании?
- Год на год не похож, и у каждой посевной свои нюансы. В этом году мы на неделю позже вышли в поле. Если нынче будет снова сухо, то плохо будет не только селянам, но и горожанам. Второй подряд засушливый год селу будет пережить достаточно сложно, и вот тогда животноводство затрещит по всем швам. Но мы надеемся, что погода будет нормальная и губительной засухи не будет. Она нам не нужна. Нам влага нужна.
- Вы продолжаете занимать лидирующие позиции в стране по выращиванию картофеля и по сегодняшний день?
- По картофелю мы сегодня входим в десятку лучших сельхозпроизводителей страны. Правда, из-за засухи урожай в минувшем году был небольшой. Но среди других предприятий у нас он был получше. Ждем нынче хорошей погоды. Но вместе с тем мы хорошо в этом году подготовились к весенне-полевым работам. В частности, только на семена, удобрения, гербициды, протравители и ГСМ мы потратили более 30 млн рублей, чтобы получить хороший урожай. В этом году нами было успешно проведено закрытие влаги, и уже к 25 мая мы в основном завершили посевные работы. Остались только небольшие объемы по овощам: капусте и свекле, посадка которых приходится на более поздние сроки.
- Кстати, о капусте и свекле. Вы по-прежнему привлекаете китайцев на их выращивание?
- Да, мы привлекаем китайцев (порядка 30 человек), поскольку здесь много ручного труда. Вместе с ними трудятся и наши люди. Практически полностью нам удалось механизировать выращивание лука, моркови, свеклы. Немеханизированные работы только на выращивании капусты.
- А вас не смущает своеобразное отношение китайцев к агротехнике и к внесению минеральных удобрений при выращивании этой культуры?
- Это досадное заблуждение СМИ. Агротехника наша, а не китайская. Мы им даем задание, и они его выполняют. Решаем мы и какие удобрения вносить при этом.
- Словом, здесь все под контролем?
- Да, под контролем. А это исключительно наши технологии, наши удобрения и наши решения.
- Вас кадровые проблемы сегодня беспокоят? Для вашего сельхозпредприятия они актуальны?
- Я бы не сказал, что они сейчас стоят остро, хотя бывают моменты, что каких-то профессий не хватает. В нашем хозяйстве сейчас более 40 человек имеют высшее образование, а это от общего числа работающих из 450 человек немало. В своей работе мы идем по пути изменения технологии на более совершенную, в процессе которой увеличиваем производительность труда и уменьшаем количество работающих. Я ведь вам уже приводил пример с приобретением сеющих агрегатов «Джон Дир». Точно так же мы в настоящее время работаем и по другим направлениям. Таким образом, за счет изменения технологии в растениеводстве и животноводстве нам удалось сократить коллектив предприятия с 500 до 450 человек.
Селу выделяются мизерные суммы
- В связи с тем что АПК играет важную роль в экономике нашей страны, какие позитивные изменения происходят или уже начали происходить в жизни селян и в вашей жизни? Ощущаете на себе помощь со стороны федеральных властей, областного министерства сельского хозяйства и областной администрации? А не складывается у вас ощущение, что усилия государевых людей не более чем словесный блуд? И не лучше было бы, если бы федеральные и областные власти дали крестьянским и фермерским хозяйствам развиваться самостоятельно, поддержав при этом финансово? Как это, например, делается в европейских странах?
- Когда нам говорят с самых высоких трибун, что электроэнергия подорожает всего на 15 процентов, а она фактически взлетела в цене на 65 процентов, комментарии, как говорится, излишни. Нам внушают, что полностью закрыли позицию по обеспечению сельхозпроизводителей горючим для успешного проведения весенне-полевых работ по ценам октября минувшего года. На самом же деле этого нет. Селяне получают максимум 15 - 20 процентов от потребностей. Но ведь премьер-министр правительства Владимир Путин заявил по ТВ, что все вопросы по энергоресурсам сегодня закрыты. У него-то, возможно, закрыты, а у сельхозпроизводителей Челябинской области открыты. Так что сами делайте выводы.
- Исходя из вышесказанного вами, есть ли полное ощущение, что село сегодня в состоянии прокормить страну, что надо сократить импорт тех видов продовольствия, которые с успехом можно производить в нашей стране, что надо создать эффективный механизм госзакупок, организовать выплату хозяйствам и переработчикам дотаций и льготного кредитования?
- Очень много разговоров сегодня идет о том, что россияне не умеют и не хотят работать, что у зарубежных фермеров совсем другая производительность труда. Да ничего подобного. Вот сейчас мы стали применять очень много той техники, которая там работает уже давно, как у нас стали резко и позитивно меняться все показатели. На директорскую должность в это хозяйство я заступил 14 лет назад, и почти сразу же, в течение трех лет мы перешли на семена из Голландии и стали применять голландскую технику и технологии. В результате мы начали получать в два раза больше овощей, чем по нашей старой технологии. Так вы создайте нашим крестьянам такие же возможности, какими владеют фермеры в Германии, Голландии, Франции. Дайте семена, такую же технику. И все это вранье, что кто-то спился, а кто-то работает из-под палки. Вот сейчас, к примеру, идут полевые работы, а пьянок никаких нет, все трудятся. Ну, есть, конечно, отдельные выпивохи. Да и там, наверное, они есть. Но в целом люди трудятся хорошо, понимают свои задачи и не спрашивают, почему в выходные надо сейчас работать. Да к тому же по 10 - 12 часов вместо семи. Да, мы должны сами себя кормить, а соответственно, наращивать производство продуктов питания. Задача же государства - создавать для сельхозпроизводителя все необходимые условия. Оно, государство, естественно, реагирует на запросы времени. Но на каких-то направлениях еще, видимо, крайне недостаточно. Да это и понятно, поскольку из бюджета страны на развитие сельского хозяйства выделяется всего один процент (!), в то время как в советскую эпоху на село шло из федерального бюджета 10 процентов. Ну, почему?
Престиж страны не в том, чтобы пустить пыль в глаза
- Вы искали ответ на этот вопрос?
- Это вопрос поднимается постоянно в СМИ. Не так давно в журнале «Сельская жизнь» мне на глаза попала статья одного академика (фамилию не помню), в которой он анализирует полностью ситуацию с выделением из бюджета средств российским сельхозпроизводителям. Так вот вместо увеличения идет их тотальное сокращение.
- Выходит, родное правительство идет по пути развала сельского хозяйства?
- Видимо, на все средств не хватает, и правительство уделяет внимание приоритетным направлениям. Сюда, очевидно, относится подготовка к проведению зимней Олимпиады в Сочи, предстоящего чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это, скорее всего, хорошо, что значительная доля средств бюджета будет пущена на эти проекты. Престиж страны на мировой арене! Но ведь эти деньги могли принести куда большую пользу для российского народа, направь их на развитие подорванного и корчащегося в конвульсиях сельского хозяйства. В этой связи встает в памяти Япония. Когда там случилось страшное землетрясение, японцы отказались от проведения чемпионата мира по фигурному катанию и не стали обращать внимания на то, как они будут выглядеть в глазах мировой общественности. А наша нищая страна тот час же дала добро на проведение этого чемпионата в своей стране. Вот так и растрясается бюджет страны. После чего выясняется, что именно на сельское хозяйство и не хватает денег.
- И что, сельское хозяйство - это большая дыра?
- Конечно, гораздо лучше в Сочи затратить больше средств и под оглушительное одобрение мировой общественности провести Олимпийские игры. А чему радоваться-то?! Провал для спортсменов нашей страны Олимпиады в Ванкувере, разгром по хоккею с шайбой на чемпионате мира в этом году в Словении и т.д. и т.п. Так зачем же пускать пыль в глаза людям, коль наши спортсмены нигде не выигрывают?
- Странно, что государевы люди, не очень вдумываясь в происходящее, разваливают экономику страны…
- Недавно на Первом канале транслировался очень поучительный в этом смысле телевизионный фильм - «Завещание Петра». Мощное впечатление остается после его просмотра от императора России, когда он отрубал головы казнокрадам, когда расстреливал за взятки. Да, это было жестоко. Да, он был крепостником, но, прорубив окно в Европу, реформатор Петр Первый оставил после себя большое, крепкое государство. А теперь давайте вспомним, кто из нынешних государственных мужей оставил после себя память и сделал что-то запоминающееся для государства. Ничего не вспомнить.
«Пусть пробуют они, я лучше подожду»
- Что вам добавляет оптимизма? Ведь всего год назад вы вернулись сюда из властных коридоров?
- Да, целых пять лет я работал главой Красноармейского района. Но мне всегда было приятнее общаться с людьми, которые трудятся в сельхозпроизводстве, чем с представителями чиновничьего мира. Почему? Да потому, что на сельхозпредприятии все ясно и все открыто. Ты видишь людей, и они тебя видят, и они тебе верят. Знают, что ты можешь. А вот там совсем другие игры и другие подходы. И это вовсе не значит, что если ты будешь работать хорошо - и о тебе скажут хорошо. Ни в коем случае. Вот в той системе больше верят словам и больше доверяют людям, которые привыкли вешать лапшу на уши.
- Если я вас правильно понял, какие-то новые горизонты для вас не открылись, находясь на этой должности?
- Ну, почему же? Для меня эти пять лет не прошли даром. Я работал на новом уровне, встречался с новыми людьми, решал другие задачи, и мне сейчас не стыдно смотреть в глаза людям. За пять лет я сделал в районе немало. Как сказал один из областных руководителей: «Пусть попробуют сделать то, что сделал я». То же самое без лишней скромности сейчас могу сказать и я: «Пусть попробуют сделать столько, сколько сделал я, потом посмотрим».
- Другими словами, за пять лет вы изменили жизнь к лучшему в районе?
- Изменения есть. Целых 15 лет, например, люди маялись без жилья в социальной сфере. Мы строили жилье и выделяли его остро нуждающимся. За пять лет было построено семь новых газовых котельных. Очень много сделано и по благоустройству сел района, по асфальтированию улиц, по ремонту дорог и многоквартирных домов.
- С новым главой района поддерживаете хорошие отношения?
- А я такой задачи перед собой не ставлю.
- Власть в определенной мере наркотик. А не хотите, вопреки всему, выставить свою кандидатуру на очередных выборах в ГД? Или на место главы района - чтобы сделать жизнь селян легче и лучше?
- Не хочу. Во-первых, у главы района ограниченные возможности. Во-вторых, удовлетворения от этой работы все равно не получишь. Пашешь, а это никому не надо и не очень хорошо воспринимается. И сколько бы ты ни делал, все считают, что сделал мало. В этой связи хочется привести такой пример. За время своей работы главой мы отдали бесплатно в социальную сферу 65 квартир. До этого не выделялось ни одной квартиры. Так вот, приходит однажды ко мне на прием медсестра районной больницы и просит у меня квартиру. Проблема, надо заметить, очень острая. Менее острой она не стала и по сей день, хотя мы ее частично решили.
«Мы же выделили работникам медучреждения 15 квартир», - говорю я ей. «Вы очень мало строите!» - парирует она. «Спасибо, - отвечаю ей. - За 15 лет не выделялось ни одной квартиры - и все были довольны и не просили, начали строить - и в итоге я плохо работаю», - вот вам ответ на вопрос, который вы задаете, и благодарности на этом месте никогда не получишь.
- Сформулируйте, пожалуйста, в чем, по-вашему, заключается счастье для ваших сельхозпроизводителей?
- Для тех, кто работает с землей и в животноводстве, очень важны высокие показатели в работе – это, конечно же, счастье, когда человек, занимающийся растениеводством, получает высокие урожаи, а в животноводстве – высокие надои молока. Высокой должна быть и зарплата. Все хорошо, соответственно, должно быть и дома. Словом, когда все это гармонично стыкуется и согласуется, тогда человек чувствует себя хорошо и комфортно.