МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Челябинские эксперты: К вопросу о назначении глав муниципалитетов необходимо подходить индивидуально

Жители Челябинской области время от времени жалуются на тех или иных глав муниципалитетов, которые не оправдали возложенных на них надежд. При этом многие забывают о том, что отдали свой голос на выборах именно за этого кандидата, предпочтя его всем остальным.

Совсем недавний пример - скандальная история в команде избранного главы Чебаркуля Андрея Орлова. Под следствием оказался его заместитель Алексей Сафонов. А летом в этот муниципалитет глава региона был вынужден направить своего спецпредставителя для решения самых острых социальных вопросов, в том числе по подготовке города к отопительному сезону. Время от времени подобные коллапсы в жизнеобеспечении происходят и на других территориях, которыми руководят избранные народом главы. Невольно возникает вопрос: почему избираемые руководители оказываются неэффективными на высоких постах? Насколько оправдывает себя система избрания глав муниципальных образований?

Еженедельник «МК-Урал» поинтересовался у экспертного сообщества, какая же система управления наиболее предпочтительна в сложившихся условиях: когда у власти стоит глава, избранный народом, или все-таки человек, назначенный сверху.

По словам политолога Александра Мельникова, вопрос, касающийся проблемных территорий, является актуальным. В той или иной мере к таким муниципалитетам можно отнести Карабаш, Чебаркуль, Верхний Уфалей.

«На мой взгляд, в этих городах необходимо ввести двуглавую систему власти: когда есть как глава муниципального образования, так и сити-менеджер», - считает Мельников. И отмечает, что в условиях наведения порядка должен существовать достаточно жесткий контроль над всеми происходящими процессами. При этом региональным властям необходимо больше рычагов воздействия в проблемных территориях. «На местах не должным образом справляются со своими полномочиями, однако у областных чиновников нет возможности повлиять на ситуацию», - говорит эксперт.

Он также акцентирует внимание на том, что основные полномочия, которые лежат на муниципалитетах, финансируются из бюджета региона. В результате область выделяет немалые деньги, а нормальный контроль осуществлять не может. «Пожалуй, единственным плюсом в выборной системе власти является только то, что она представляет собой высшую степень демократизма. Но в существующей реальности даже такая система находится в проигрыше», - констатирует Мельников.

Директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов убежден, что одинаково полезны как выборная система, так и система назначения сверху, так как в большинстве своем все зависит от зрелости гражданского общества. В том случае, если она отсутствует, власть становится бесконтрольной.

«Нужно активизировать деятельность структур гражданского общества. Сейчас у нас не хватает самоуправления, поскольку даже районное сообщество не в состоянии проконтролировать деятельность муниципальных властей. Безусловно, избрание дает большую легитимность, - утверждает Зырянов. - Если, допустим, в Челябинске сформировалось зрелое гражданское общество, то здесь вся деятельность находится под контролем вне зависимости от того, выбирали главу или назначали».

Старший преподаватель кафедры политических наук и связей с общественностью ЧелГУ Алексей Ширинкин уверен, что в каждой системе есть как плюсы, так и минусы, а однозначного решения быть не может. «Конечно, прямые выборы отличаются легитимностью. В то же время далеко не все главы являются хорошими управленцами. К сожалению, избиратели голосуют не за качество работы, а за то, как кандидат покажет себя на выборах, какую пиар-кампанию проведет», - говорит Ширинкин.

По мнению эксперта, система, при которой предусмотрена должность сити-менеджера, позволяет нанимать того, кто устраивает властей по определенным показателям. Проблема кроется лишь в том, что избиратели дистанцируются от администрации, и для них городские чиновники становятся своеобразным кичем. «В результате жители удаляются от политики, - сообщает Ширинкин. – Также неизбежна война между главой города и сити-менеджером. Примером служит Миасс, где конфликты носят системный характер».

Интересно, а что думают по этому поводу главы муниципалитетов? Как отметил глава Варненского района Сергей Маклаков, на каждой территории вопрос решается индивидуально. Выбор может оставаться за населением только там, где существует цивилизованное демократическое общество. «В территориях, где творится беспорядок, необходимы назначения», - заявил глава муниципального образования.

Глава Ашинского района Виктор Чистяков говорит о том, что верный вариант – это когда народ сам избирает главу. В то же время он не исключает и другой системы, при которой жители голосуют за депутатов, а уже те избирают руководителя.

 

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах