Начнем с того, что старая свалка давно себя изжила физически и морально. Это известно всем. Взять хотя бы тот факт, что находится она в географическом центре города. А уж когда начинает гореть, а происходит это довольно часто, меня вообще берут сомнения, что на дворе ХХI век…
Но за проблему теперь взялись областные власти, ибо полномочия по организации полигонов твердых бытовых отходов в соответствии с изменениями федерального законодательства теперь передаются на региональный уровень. На комитете Заксобрания по экологии прозвучала такая информация: на те деньги, которые готов выделить федеральный бюджет, новый полигон не построить. Дополнительные расходы лягут на область. Дословно цитирую председателя комитета, гендиректора ЧТПЗ Александра Федорова: «Для этого будут собираться деньги. Какая-то часть коммунального платежа будет отчисляться на создание полигонов. И мы посчитали, что те, кто производит упаковочную тару, должны платить взнос».
Что ж, ввести отчисления с производителей упаковки давно пора. На импортных товарах нередко можно увидеть специальную маркировку, сообщающую о том, что производитель вложил средства в утилизацию своего продукта, когда тот отработает срок. Так что не факт, что производители не переложат эти расходы на покупателей, как это чаще всего бывает.
А население — рядом, платить за полигон хоть и не готово, но можно обязать. И поправки к федеральному закону уже вводят изменения расчетов за сбор и вывоз отходов, правда, не сейчас, а с января будущего года. Так что роста тарифов, видимо, не избежать. А долги населения по оплате услуг ЖКХ продолжают расти, как снежный ком. На мой взгляд, резерв можно и нужно искать в существующих тарифах, делая их более обоснованными. И вообще давно пора сделать более прозрачными все тарифы нашего «бедного» ЖКХ, в котором денег, как сами знаете чего.
Другой резерв, безусловно, кроется в переработке. Объемы мусора с каждым годом растут. Но никаких усилий для того, чтобы упорядочить этот поток, не прилагается. В области есть лишь единичные примеры более-менее эффективной организации этого процесса. Среди необходимых мер, которые напрашиваются сами, — сортировка на этапе сбора отходов, применение возвратной тары, передвижные пункты вторсырья, доступные для населения, а не только для представителей социального дна. Опять же из советского опыта вспоминается пресловутый сбор макулатуры. Ведь все это было возведено в ранг государственной политики. А сейчас тоннами мы выкидываем все на свалку, без всякой пользы. То, что перерабатывается, — капля в мусорном море. Вне всякого сомнения, перерабатывать можно в разы больше. И это, кстати, неплохие деньги при определенной отладке всей системы — от населения до производителя, который в качестве сырья использует продукты переработки. Но браться за это — гигантская работа, а ввести какой-то платеж, видимо, более простое решение. Но оно не решит проблему мусора в комплексе.
Часто посещает меня мысль: вот решу я выкинуть диван или иную старую мебель, вещь, технику. Куда их девать? Нет у нас таких контор, которые принимали бы на утилизацию мебель, бытовые приборы (за некоторым исключением) и прочее. Потому что не умеем считать деньги. А они и в мусоре имеются.