— Добрый день! Недавно один из министров предложил не делать единое начало учебного года во всех школах — 1 сентября. Как вы к этому относитесь, Татьяна Александровна? Ведь первое сентября традиционно — День знаний.
— Каждый день должен быть днем знаний. Это замечательно, когда дети имеют возможность как можно больше времени провести вместе с родителями. Совместный отдых, путешествия, занятия сплачивают семью. Лично мне импонирует позиция помощника президента Игоря Левитина. Школам необходимо как можно больше самостоятельности, в том числе и в решении вопроса начала учебного года. К чему ажиотаж? Страх, ужас, гонка по магазинам? Поход в школу за знаниями должен быть радостным, необходимо предвкушение удовольствия познания мира, себя и людей. Пусть решают родители и дети.
— Здравствуйте, Татьяна Александровна! Наш мальчик идет во второй класс. Он очень подвижный и активный, в прошлом году учительница постоянно делала ему замечания. Он шумит на уроках, мешает другим детям, не может долго сосредоточиться на каком-то задании. Нам бы хотелось скорректировать его поведение, куда можно обратиться с такой проблемой?
— Ребенок младших классов и дошкольник, когда он здоров и правильно питается, если у него хорошие условия жизни, — очень активный, любознательный, всем интересуется. Гиперактивный ребенок — чрезвычайно активный, то есть очень подвижный до неуправляемости с труднопривлекаемым и неустойчивым вниманием. Это чаще является проблемой семьи и школы, иногда — здравоохранения. Очень важно разобраться, когда проявляется эта гиперактивность — всегда или только при определенных обстоятельствах. Бывает, дети становятся чрезвычайно активны, например, когда приходят гости или когда в классе обсуждают какой-то интересный вопрос, а они хотят показать свои умения и знания, привлечь внимание.
Ребенку с гиперактивностью может помочь учитель, если он владеет соответствующими методиками. Гиперактивному ребенку надо все время заниматься чем-то новым, он не может долго удерживать внимание, поэтому надо менять для него занятия, нагружать достаточно, не перегружая. Если выполнять те же условия дома при подготовке уроков, то можно справиться без вмешательства психологов, психотерапевтов и врачей. Попытайтесь начать с работы вместе с учителем. Сейчас педагоги, особенно начальных классов, очень подкованы в данных вопросах. Если это не удастся, то тогда необходимы консультации сначала психолога, потом психотерапевта и невролога. И если уже никто не поможет, то тогда нужен врач-психиатр, желательно детский. Такие специалисты работают в детских поликлиниках. Телефон регистратуры детского диспансера Областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1 города Челябинска 8 (351) 269-73-54, по будням с 8 до 16 часов.
— Здравствуйте, Татьяна Александровна! Моему внуку 16 лет, он постоянно сидит за компьютером. Я беспокоюсь, что у мальчика нет никаких других увлечений. Хочу спросить, есть ли основания для беспокойства, и куда необходимо обращаться в таких случаях? Похоже, это болезнь? Так называемая компьютерная зависимость?
— Очень важно понять, почему ребенок все время проводит у компьютера. Либо ему недостаточно внимания, либо у него нет интереса к школе, друзьям, каким-то другим занятиям. Либо он у вас очень талантливый человек, который разбирается в компьютерах лучше, чем простой средний школьник. Если это последний вариант, вам надо радоваться! Если он просто занят играми, «стрелялками», пребыванием в социальных сетях, то нужно, конечно, искать источник проблем.
— За компьютером он в основном играет, в программах не разбирается. Это увлечение у него появилось только в последний год. Раньше внук играл в хоккей, но потом перенес операцию, и пока заниматься спортом ему нельзя. Родители развелись. С отцом он не видится. Мать много работает, ее устраивает, когда сын дома и не мешает.
— Я думаю, что корень проблем — в домашней ситуации и изоляции от спорта. 16-летний парень нуждается в доверительных отношениях с родителями, в занятиях, приносящих удовлетворение, радость и пользу, в совместном отдыхе и путешествиях, друзьях. Поскольку парень вынужден уйти из спорта, не может заниматься любимым делом, семейная ситуация сложная, поэтому он не может найти утешение ни в чем другом, кроме Интернета. Я бы посоветовала сначала обратиться к хорошему психологу. У парня, вероятно, депрессия, с которой ему помогает справляться игра, не настоящая — в хоккей, а виртуальная. Идет замена реальности. Но сам он свое болезненное состояние не преодолеет. С такой проблемой можно обратиться к школьному психологу или психотерапевту. Специалистами по компьютерным зависимостям являются врачи наркологической службы. Если разговоры с родителями и работа с психологом не поможет, нужно обращаться к ним. Встреча с врачом-психиатром — крайний вариант! Удачи вам!
— Здравствуйте! Татьяна Александровна, мои дети не успевают освоить школьную программу в течение учебного года. Кроме того, на лето им задают домашние задания, есть список книг, которые обязательно нужно прочитать. Заниматься в каникулы они, конечно, не хотят, приходится их заставлять. Но боюсь так совсем отбить у них желание учиться, да и отношения в семье портятся. Стоит ли дополнительно заниматься с детьми летом?
— Лето — это замечательная пора, когда ребенок имеет возможность заниматься, чем хочет (либо не заниматься ничем!), может позволить себе лениться, отдыхать на полную катушку, наслаждаться природой, общением… Желательно, чтобы хотя бы полтора месяца ребенок просто отдыхал! Об этом еще Льву Толстому рассказывал известный терапевт Захарьин. И сейчас это подтверждается. В современном мире существует проблема перегруженности детей, их усталости, информационной насыщенности, необходимости постоянно пребывать в определенных рамках, ситуации экзамена. Это утомляет детей, и, конечно, им надо дать волю хотя бы на короткое время лета. Конечно, это не значит, что мы должны выпустить ребенка из квартиры ранним утром и встретить его поздним вечером. Абсолютно нет! Определенный контроль необходим. Надо знать, где ваши дети, с кем они, чем занимаются… Что касается того, что ребенок не успевает освоить в полном объеме школьную программу, — лучше каждый день в течение учебного года уделять внимание подготовке, решению тех задач, которые не решили сразу… Или обратиться за помощью к педагогам, или нанять репетитора.
— Добрый день, меня зовут Надежда. Моя дочка учится в шестом классе. Учится почти на отлично, очень усидчивая, любит рукодельничать. Но стоит ей выйти к доске или просто учитель ее с места спрашивает, сразу замыкается, отвечает чуть не шепотом, бледнеет. И когда к нам приходят гости или мы бываем в гостях, она молчит, ни с кем не разговаривает. Это стеснительность или какое-то отклонение? Как преодолеть это?
— Сначала надо понять, всегда ли девочка была замкнутой и застенчивой, или была в ее жизни какая-то неприятная ситуация — испуг, грубость, бестактность, насилие со стороны кого-то из взрослых или детей. Такое часто бывает, когда домашний, добрый ребенок попадает в школьный коллектив, где дети самые разные. Педагоги тоже бывают всякие, иногда учитель проявляет грубость или бестактность, незаслуженно обрывает ребенка, ставит низкую оценку, подвергает насмешкам. Ваша дочь уже взрослая, с ней давно уже нужно было поговорить по–взрослому и решить коммуникативные проблемы. Возможно, для девочки является пугающей ситуация экзамена, когда она должна давать ответ и подвергается сомнению ее самооценка, состоятельность. Существует так называемый синдром отличника, когда человек боится получить даже четверку, и постоянно живет в страхе, что «сорвется» с выстроенного самому себе пьедестала.
Думаю, что вам надо обсудить вопрос со школьным психологом либо с учителем, который видит вашу дочь в таких ситуациях. Важно, чтобы она поняла, что вся жизнь — это экзамен, и школьные оценки — не самое страшное. Нужна иерархия ценностей, выстроить ее вы должны вместе. Можно дома проигрывать ситуации ответа у доски, общения по разным вопросам со сверстниками или взрослыми. Меняйтесь ролями. Часто детям становится легче, когда они проигрывают волнующие их ситуации в психотерапевтических играх, проживают разные роли, говорят словами учителей, взрослых, других детей. Когда к вам в дом приходят близкие люди, желательно включить дочь в разговор с ними. Не собирайте сразу большую компанию, действуйте поэтапно, постепенно. И почаще хвалите девочку, говорите о своем приятии ее любой, какая бы она ни была — смелая, сильная, слабая, умная или не очень. Дайте ей право на ошибку. Возможны консультации профессионального психолога, толкового психотерапевта. Психиатр, надеюсь, вам не понадобится. Но если что, мы к вашим услугам. Удачи вам!
— Здравствуйте, Татьяна Александровна! С ужасом ждем начала учебного года: все лето сын отдыхал, делал что хотел, спать ложился в любое время. Отдохнули замечательно, но как теперь вливаться в учебный процесс?
— За две недели — десять дней до начала учебного года желательно, чтобы ребенок постепенно вернулся к прежнему, доканикулярному, режиму, то есть ложился спать пораньше и старался вставать в то время, когда ему придется просыпаться во время учебы. Пора поговорить о предстоящем учебном годе, школьных планах, учебниках… Нужно дочитать рекомендованные книги. Спланировать режимные моменты, транспортные маршруты, взаимодействие членов семьи… Будет здорово, если вы научите сына готовить какие-то простые блюда, если в течение дня ему придется оставаться одному. Хорошо, если ученик начальной школы приучен днем отдыхать, лучше — спать. Это очень важно для самочувствия и усвоения школьных знаний. Если время школьника будет структурировано, отдых чередоваться с трудом, то проблем будет гораздо меньше.
Перед началом учебного года хорошо бы обсудить с ребенком вопросы, которые его волнуют. Часто дети не хотят идти в школу, потому что у них есть нерешенные проблемы: кого-то обижают в классе, или вымогают деньги старшеклассники, кто-то боится учительницу, которая сказала: «Если ты, Иванов, не поумнеешь, я не знаю, что с тобой сделаю», и так далее... Постарайтесь поговорить доверительно, заверить ребенка в вашей поддержке. Настройте его на позитивный лад. Излучайте спокойствие и уверенность. Каждый учебный день для здорового ребенка должен быть в радость. Каждый день он должен получать знания, развиваться интеллектуально и духовно, делать что-то хорошее для себя и своих друзей, помогать по дому, быть спортивным, увлеченным… Счастливым!
Психологическая помощь
для детей и взрослых
на бесплатном государственном
телефоне доверия
8 (351) 269-77-77
по будням с 17 часов до 8 часов.