МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Эксперт: проект южноуральского бюджета позволит лишь выживать

При инфляции, росте цен и фактических расходов граждан трат в областной казне станет существенно меньше

Население периодически начинает живо интересоваться курсом доллара и евро, ценами на металлы и продовольствие на мировых биржах, а также особенностями формирования цен на продукты. Иногда даже доходит очередь до таких специфических вещей, как бюджет.

Рисунок Алексея Меринова

Кстати, совсем недавно прошли публичные слушания по проекту областного бюджета, на которых общественности рассказали о том, что теперь меньше средств будет тратиться на содержание органов власти, дефицит бюджета снизится, деньги станут выделяться только под конкретные программы и результаты, а их выполнение будет жестко отслеживаться. Как достоинство также расценивается «социальная направленность» основного финансового документа, когда большая доля финансов (73% всех расходов) будет тратиться на социальные нужды. При этом использовались обтекаемые формулировки вроде «…доходы региона в следующем году запланированы в размере… выше первоначального уровня текущего года» или «…бюджет сохранил дефицитность, хоть ее уровень оказался не таким большим, как в прошлом году».

Что же на самом деле кроется за этими словами? Каковы основные параметры финансовой программы региона, по которой мы будем жить весь следующий год? Если говорить о конкретных цифрах, то доходы бюджета-2016 составят 109,4 млрд руб., расходы — 118,5 млрд. Основные ресурсы будут направлены на социальную политику (26 млрд), образование (33 млрд), здравоохранение (25 млрд) и спорт (1,8 млрд). На строительство дорог и ЖКХ будет потрачено 7 и 2,5 млрд руб., сельскому хозяйству достанется около 2 млрд.

Но сами по себе общие цифры мало о чем говорят неискушенному читателю. Гораздо показательнее то, что будущие доходы запланированы на 8,7 млрд (7,4%) ниже, чем в году текущем, а предполагаемые расходы оказались меньше нынешних на 10,4 млрд, или 8,1%. Это означает, что при инфляции, росте цен и фактических расходов граждан трат в областной казне теперь станет существенно меньше. Не так однозначно хороша и пресловутая «социальная направленность», которая на практике означает, что основная масса ресурсов «проедается», тратится на текущие нужды (зарплаты, пособия), а в развитие вкладывается очень мало, что неизбежно скажется в будущем. И еще один момент, который подается как достоинство, хотя на самом деле таковым не является: дефицит бюджета, то есть недостаток доходов, составит 9,5%, или 8,7 млрд руб., что меньше на 4,5%, чем в текущем году.

Однако для того, чтобы что-то потратить, надо сначала заработать. Только вот ожидаемые доходы, даже рассчитанные исходя из консервативного сценария, отнюдь не гарантированы. К примеру, совершенно неясно, удастся ли получить планируемые поступления от налога на прибыль и налога на доходы от физических лиц, которые вместе дают вполне весомые суммы (порядка 70% доходов бюджета). Можно предположить, что в непростых экономических условиях будущего года могут снизиться доходы тех, кто традиционно дает большую подпитку налоговым поступлениям. Это в первую очередь наши металлурги, на продукцию которых мировые цены снизились в этом году почти в три раза и не собираются пока расти, а внутренний спрос также проблематичен. А значит, говорить о больших прибылях, с которых и платятся налоги, идущие в областной бюджет, несколько самонадеянно. Всем известна и ситуация в малом бизнесе: сокращаются объемы деятельности, количество субъектов, численность занятых в них работников, спрос, выручка, прибыль, что также ставит под вопрос поступления в областную казну. Естественно, все эти факторы скажутся и на зарплате работников, а значит, и на собираемости подоходного налога. Добавим еще, что 15% предполагаемых доходов (почти 18 млрд руб.) — это средства федерального бюджета, но будут ли там деньги в следующем году? Получается, что бюджет у нас мобилизационный, направленный на выживание и ожидание лучших времен.

Вместе с тем надо сделать оговорку: финансисты у нас порой поступают «по-бухгалтерски», действуя исходя из принципа осмотрительности. А он заключается в том, что доходы планируются по минимуму (или близко к нему), а расходы — по максимуму. Это дает возможность перестраховаться, не допустить возникновения обязательств, которые в итоге не могут быть выполнены. Вроде бы в этом нет ничего плохого, но каждый раз мы наблюдаем, как в течение года (ближе к его концу) бюджет неоднократно корректируется, как правило в сторону увеличения, и начинается лихорадочная деятельность по «освоению» дополнительных средств. Естественно, ни к чему хорошему такой аврал не приводит — средства расходуются нерационально и с гораздо меньшей эффективностью, чем могли бы. Но это уже вопрос к качеству планирования и прогнозирования.

В целом же можно предположить, что наступают весьма непростые времена и придется затягивать пояса, о чем неоднократно заявлялось на самом высоком уровне. Только вот как это будет происходить? Ведь область и так не роскошествует. Доходит уже до того, что появляются слухи о сокращении администрации губернатора, полномочия которой якобы будут распределены между другими органами исполнительной власти. Но даже такие радикальные меры вряд ли изменят общую ситуацию, при которой в конце года власти зачастую приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы выполнить обязательства перед бюджетниками, не говоря уже о решении каких-то долгосрочных стратегических задач.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах