В рамках международной выставки ИННОПРОМ 2017, завершившей свою работу в Екатеринбурге на прошлой неделе, обсуждалось множество актуальных тем, в том числе, и перспектива использования «физического интернета» в сфере логистики. Система предполагает унификацию тары для транспортировки грузов, а также организацию единых распределительных центров и маршрутов движения для всех участников рынка. При этом конкуренция должна основываться не на демпинге, а на качестве предоставляемых услуг и дополнительных ценностей.
ГК «Деловые линии» взяла на себя задачу популяризировать инновацию в российской логистике. Директор управления по экспедиторской деятельности «Деловых Линий» Михаил Петров объяснил, в чем преимущества данного проекта.
1. Причины перехода к новой канадской системе физического интернета обусловлены проблемами в сфере отечественной логистики
Михаил Петров подчеркнул, что несмотря на заманчивую перспективу применения концепции «физического интернета», в ближайшее время кардинальных изменений в структуре российской логистики не предвидится.
Существующая система представляет собой годами отработанную сеть логистических цепей и схем, но при этом нет единой картины происходящего на рынке в целом. Организация процессов зачастую ситуационная, а планирование осуществляется с допусками. При этом применение математических моделей не дает должного результата, поскольку порой не хватает данных для точного расчета. В итоге - низкая средняя плотность загрузки магистрального транспортного средства от полезной вместимости — 60-70%, холостые пробеги — 7-12% и недостаток заказов для оптимальной плотности «стопов» в рейсе.
Для эффективного решения существующих проблем необходимы нестандартные решения, которые возможны благодаря внедрению «физического интернета», но будет это еще очень не скоро.
Опыт применения «физического интернета» в Европе и Северной Америке
«Физический интернет» - сравнительно молодая концепция. Тем не менее, есть примеры введения ее на промышленных предприятиях, элементы концепции применяют в своей деятельности крупные логистические компании (FM Logistic) и производители (Coca Cola). Кроме того, инновацию тестируют в кампусах нескольких университетов, где учебную литературу перемещают из одного корпуса в другой с помощью дронов и других беспилотных устройств.
По данным исследования потенциала концепции, проведенного американскими учеными в 2013 году, использование структуры «физического интернета» даже в 25% цепей поставок США привело бы к росту ежегодной прибыли более чем на 100 млрд долларов, а также к сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу на 32%, снижению текучки среди водителей на 75% и уменьшению цен на товары для конечных потребителей.
Преимущества внедрения «физического интеренета»
Усовершенствованная логистическая сеть позволит транспортным компаниям предоставлять своим клиентам выгодные тарифы, покупатели смогут приобретать в магазинах товары из широкого спектра по более низким ценам.
В настоящее же время в логистике отсутствует четкая систематизация. Например, два находящихся недалеко друг от друга производителя могут одновременно отправить свои грузы одному и тому же адресату, причем используя каждый свою службу доставки или нанимая две сторонние транспортные компании. При этом их груз может занимать всего 30% фуры. В результате перевозчик, чтобы минимизировать потери, ждет попутный груз, соответственно, срок доставки увеличивается, а цена растет.
4. Роль «Деловых Линий» в процессе внедрения инновации
ГК «Деловые Линии» как популяризатор идеи внедрения «физического интернета» в отрасль отечественной логистики подписала с автором концепции Бенуа Монтреем соглашение о поддержке инновации и ее активном продвижении в России. Пока же компания занимается усовершенствованием внутренних технологий, одним из векторов развития является стандартизация.
Концепция физического интернета подразумевает участие различных логистических компаний
В настоящее время «Деловые Линии» ведут работу по привлечению партнеров к своей сети планирования и внутренним сервисам (площадка GetCargo, сервис помощи на дорогах и многое другое). Основная цель – переход от конкуренции к взаимодействию для создания ценностей и формирования характеристик продуктов. Примером такого сотрудничества служат сотовые операторы, которые в настоящее время совместно используют сети для снижения затрат.
Что будет из себя представлять унифицированная тара для грузоперевозок и кто ее будет производить.
Универсальная тара, так называемые π-контейнеры, будет рассчитана на абсолютно любой формат вложения — от письма до крупногабаритных грузов. На контейнеры будут установлены идентификаторы и датчики, с помощью которых будет возможно отслеживать их перемещение. Кроме того, необходимо адаптировать под новую тару транспорт и склады, а также объединить в единую сеть грузоотправителей. Специалисты «Уральского научно-исследовательского технологического университета» в настоящее время согласовывают получение патента на тару с подобными характеристиками, т.е. непроницаемую, надежную и легкую в сборке и в сцепке.
7. Как будут организованы распределительные центры – с нуля или на базе существующих?
Решение по этому вопросу еще не определено. Для начала предстоит провести большую подготовительную работу по стандартизации упаковок, процессов, требований к креплениям, средствам перевозки и т.п.
Введение "физического интернета" повлечет глобальные изменения в структуре логистики
Стандартизация логистических процессов позволит существенно экономить время, отведенное на загрузку – так, целый грузовик можно будет загрузить в течение получаса. Применение инновационной концепции существенно повысит конкурентноспособность транспортных компаний. Благодаря новому подходу, возможно будет поднять среднюю плотность загрузки и сократить количество пустых пробегов, соответственно, сократятся и сроки доставки. В результате логистическая составляющая в цене товара, которая сейчас доходит порой до 90%, существенно снизится. Но это всё в перспективе, к таким результатам логистической отрасли предстоит долгий путь.