МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Лидер группы «Томас» Александр Самойленко: «Я делаю то, что меня заводит»

Известный челябинский рок-музыкант – о перипетиях творчества, знакомстве с Ильей Кормильцевым и «тайных знаках» судьбы

Александр Самойленко и группа «Томас» - это, без преувеличения, один из легендарных челябинских брендов. Может быть, не такой «громкий», как «Ариэль» или «Трактор», но все же…В конце прошлого века созданная в Челябинске группа «гремела» по всей стране, записывала новые альбомы, ее песни звучали на «Нашем Радио», клип «Томаса» крутили по MTV.

Фото Марины Ерофеевой

О том, что лидер «Томаса» Александр Самойленко по-прежнему популярен на Южном Урале, показал его недавний концерт в Челябинске. Публика восприняла на ура такие песни, как «Командор», «Слезы дьявола», «Джин Джак», «Серебряный клоун», «Твоя тень», «Тайный знак» и многие другие хиты. А «МК-Урал» не упустил случая, чтобы взять у музыканта эксклюзивное интервью.

Три «Томаса»

- Сегодня исторический день,- говорит Александр Самойленко, - впервые за много лет здесь собрался классический состав той самой группы «Томас», которая базировалась в Челябинске, но ездила с концертами по всей стране. И получился потрясающий концерт посвященный пятилетию команды Саша Самойленко&TOMAS band.

- Почему ты не сохранил старое название группы?

- Так получилось, что я десять лет уже живу в Москве. А многие музыканты, с которыми мы когда-то вместе играли, живут в других городах. Как правило, одно название долго сохраняют группы, имеющие какие-то коммерческие обязательства. При этом состав может смениться ни по разу. Мне такая история кажется неправильной, тем более, что никаких контрактов по поводу названия у меня нет. Вообще же было три «Томаса» с моим участием - в 1989 году был создан «Томас Гавк», в 1995 году появилась группа «Томас», а 30 апреля 2013 года уже в столице организован Саша Самойленко&TOMAS band. Последний проект, можно сказать, международный. Я, например, приезжаю в Прибалтику и мы там играем с моими рижскими друзъями-музыкантами. Точно также происходит в Ульяновске, Самаре, других городах. Сегодня сыграли концерт в Челябинске. Единственный человек, который передвигается в пространстве со мной – барабанщик Володя Николаенко, с которым мы идем вместе по жизни более 30 лет, он тоже переехал в Москву.

Фото Марины Ерофеевой

- Первая группа, которая принесла тебе известность – «Томас Гавк». Откуда такое название?

- Это из рассказа Эдгара По «Литературная жизнь Какваса Тама...». Томас Гавк – псевдоним журналиста, которому по сюжету редактор предложил поставлять жареные факты. На дворе был 1989 год, у музыкальных групп были популярны такие хитропридуманные названия как «Урфин Джюс», «Николай Коперник», «Агата Кристи». И вот в этом ряду появляется «правдоруб» Томас Гавк. Название для группы предложил мой соавтор, поэт Владимир Шилин.

- Однако «Томас Гавк» просуществовал недолго…

- Вообще я родился и вырос в Магнитогорске. После службы в армии приехал в Челябинск, куда уже к тому времени перебрался Володя Николаенко. И я приехал сюда в конце 80-х в восторженном настроении с самыми радужными надеждами. По сравнению с Магнитогорском Челябинск был более свободным, более привлекательным для творчества, и тут все завертелось: новые знакомства, новые песни, концерты, студенческие фестивали. Достаточно успешным проектом была группа «Томас Гавк». Именно тогда были написаны песни, которые публика знает и сейчас. Но длилось это все недолго. В 1991 году группа распалась, наш гитарист вообще ушел в Общество сознания Кришны. Время было очень тяжелое…

Фото Марины Ерофеевой

Частица НАУ

- Но именно в Челябинске позже родилася «Томас», который добился успехов и популярности.

- Да, это был прорыв, мы реализовали свою мечту. В начале «нулевых» у нас был контракт с Sony Music, нашу песню «Командор» крутили по MTV. При этом за мной никто не стоял – не было ни спонсоров, ни больших денег. Просто наша песня им понравилась. Некоторые музыканты не скрывали удивления: мол, эти-то ребята из деревни как сюда попали? А был еще «Феллини-тур», когда мы проехали по стране с концертами вместе со «Сплином» и «Би-2». Первое выступление было в ДК Горбунова в Москве, а потом мы отправились в тур по нескольким городам – от Тюмени до Белгорода, в том числе мы дали концерты в Челябинске и Екатеринбурге.

- Ощутил все прелести популярности?

- Скорее, наоборот, чувствовал себя некомфортно в Челябинске в 2002-2003 годах. Ты не можешь спокойно пройти по городу, на тебя начинают пальцем показывать.

- В твоем репертуаре четыре песни Ильи Кормильцева – «Тайный знак», «Колесо», «Ночная радуга», «Твоя тень». Как так получилось?

- С Ильей Кормильцевым мы познакомились в середине 90-х. Я тогда вместе с товарищем, тоже челябинцем, снимал квартиру в Москве, а он работал в звукозаписывающей компании, которая издавала весь каталог «Наутилуса Помпилиуса». И вот однажды я захожу в лифт, а там стоит Кормильцев. Как оказалось, он пришел в гости к моему соседу. И вот мы вышли из лифта и направились в одну квартиру. Таким было наше «неофициальное знакомство». Позже в 2001 году меня представил Илье глава звукозаписывающей компании. После этого Илья попросил меня поучаствовать в записи саундтрека «Тайный знак». А я попросил его сбросить мне несколько текстов…

- А еще ты организовал фестиваль памяти Кормильцева – «Иллюминатор»…

- Да, действительно, это моя идея. Еще в Челябинске у меня был опыт проведения фестиваля «Live звук», которые мы организовывали вместе с челябинским пединститутом. И вот я уже в Москве я обнаружил, что проводятся какие-то отдельные Дни памяти Кормильцева, другие разовые акции. И тогда пришла мысль организовать фестиваль под названием «Иллюминатор», который бы объединил усилия разных музыкантов. Мы начали его проводить с 2010 года в здании особняка купца Носова на Электрозаводской. Только не в день смерти, а в день рождения Ильи – 26 сентября. С 2013 года к «Иллюминатору» подключился друг Кормильцева и Вячеслава Бутусова – Александр Коротич – художник, дизайнер, писатель. Он – уникальный человек – рисует, пишет сказки, тексты к песням, делает оформление для «Юпитера», Свердловскому рок-клубу. Благодаря «Иллюминатору» я познакомился с легендарными музыкантами. В итоге в альбоме «Джем», где я по-новому переосмыслил свои песни, в «Командоре» на флейте сыграл Олег Сакмаров («Аквариум», «Наутилус Помпилиус»), а Александр Могилевский - на саксофоне в «Лоле». Я ему потом сказал: «Леша, ты мне подарил частичку «Наутилуса».

«Ягнята молчат»

- Александр, ты же сам тоже пишешь песни…

- Да у меня есть песни, где я автор музыки и слов. Кроме того, у меня много песен, сделанных на стихи моих соавторов, среди которых и Владимир Шилин, и Максим Глуздань и даже Михаил Козырев. Любопытно, что с Михаилом мы познакомились в армии – служили в одной войсковой части в Шадринске. И это фантастический момент. Тогда никто не мог предположить, какое он окажет влияние на музыкальный процесс.

- Что служит источником вдохновения для создания новых песен?

- Творческий процесс очень сложно описать словами. Это тонкая материя, какие-то невидимые вибрации. Я заметил, что творчеству способствует смена обстановки. Приезжаю, я, к примеру, из Риги в Москву, беру гитару и начинаю наигрывать какие-то мелодии. Вдохновению может способствовать и прогулка по лесу, посещение культурных событий – концертов, выставок, походы в театр – в этом смысле я активный гражданин. В свободное время также слушаю музыку – в последнее время, в основном, электронику.

Фото Марины Ерофеевой

- Песню «Ягнята молчат» вполне можно считать остросоциальной. Насколько тебя интересует политика, насколько ты критичен к власти?

- Могу сказать, что «Ягнята молчат» - не единственная «политическая» песня. Есть, к примеру, «Идеальный мир», еще жестче песни «Брат», «Новая Раша». Я их написал после того, как переехал в Москву, и там достаточный критический запал. Но все изменил 2011 год. Я понял, что я не хочу становится белоленточником, вносить в общество раздрай. И последние две песни сейчас не исполняю, они болтаются где-то в интернете…

- Своим родным городом ты считаешь Челябинск?

- Да, это безусловно мой родной город. Судьба меня связала с Челябинском почти на 20 лет. Это второй родной город после Магнитогорска.

- А москвичом ты не стал?

- Не стал. Для этого, наверное, надо там родиться. Для меня Москва – это особая планета, некое другое измерение. Там свои расстояния, свои скорости, все другое. И живу я, кстати, не в Москве, а в Подмосковье. В столице я познакомился с замечательными музыкантами, такими как Иван Демьян («7Б»), Марина Черкунова (ТОТАL), Александр Бар, Женя Феклистов, Леша Юзленко («Znaki»)… Нас объединяет творчество, концерты. Эти ребята – они не москвичи, они тоже приехали из разных городов. Почему я там, а не здесь? На этот вопрос я отвечаю так: ты должен быть в окружении тех, кого заслуживаешь. Когда-то мне нужно было оказаться в Челябинске, сейчас в Москве.

- В анонсе к челябинскому концерту написано, что ты играешь умную лирику. Согласен с такой формулировкой?

- Ну это не я придумал. Но раз так пишут…Умная лирика – это лучше, чем похабщина и матерщина.

- Не сужает ли это ваши горизонты? Вот Шнур ругается матом со сцены и набирает миллионы просмотров в Интернете…

- А мне вообще не хотелось бы входить в подобное русло. Я делаю, то что мне интересно, то, что меня заводит. Хотите называйте это честным роком, хотите – интеллектуальной лирикой. А ругаться матом – не мое.

«Привет» из прошлого

- Ты играешь хорошую качественную музыку, но не собираешь стадионов. Не обидно?

- Я думал над этим. Да, у меня отчасти андеграундная история. Но с другой, стороны нас стороной не обошли и успех, и популярность, мы выступали на крутых фестивалях, на больших и маленьких площадках. Всякое, конечно, было. Я даже бросал заниматься творчеством.  Но судьба меня снова возвращала к любимому делу. И это продолжается. В декабре мне исполнится 50 лет, у меня есть творческие планы, своя благодарная и преданная публика, график выступлений,  друзья в разных городах, они приглашают меня в гости и на концерты. Я абсолютно доволен тем, что у меня есть. Жизнь продолжается!

- В 2015 году тебя сбил грузовик и ты чудом остался жив…

- Была такая история. Это случилось в Латвии, где я часто бываю летом у родственников. ЧП произошло на проселочной дороге. Я ехал на велосипеде, слушал музыку. Решил поправить наушники и в это время на меня внезапно сзади налетел многотонный грузовик. Я так и не понял откуда он там взялся. Хорошо, что удар пришелся по касательной - меня отбросило в противоположную от грузовика сторону. Иначе бы сразу смерть. В итоге я получил перелом шейки бедра, несколько месяцев ушло на лечение и восстановление. До сих пор хромаю.

- Какие выводы ты сделал после этого ДТП?

- Поскольку удар был сзади, то, думаю, что это был «привет» из прошлого. За какие-то грехи, неблаговидные мысли и поступки, агрессию, недовольство собой. Получил такой щелчок от Бога. Конечно, после этого я много переосмыслил.

- Многие творческие люди говорят, что сегодня «не их» время? Разделяешь эту точку зрения?

- Стараюсь не рассуждать в таких категориях – мое время, не мое. Вспоминаю 1983-й год – мне 13 лет, играю свои песни в вокально-инструментальном ансамбле на сцене магнитогорского Дворца пионеров и школьников. Я был счастлив и это тоже мое время! По большому счету все получалось и в дальнейшем - со всеми тремя «Томасами». Я понимаю, что мы в те же 90-е пережили ужасные времена в экономическом и в моральном смысле. Да и сегодня… На этом месте у меня рождается такой образ: вокруг тебя рвутся мины, летят снаряды, но каким-то чудом они не разрушают мой внутренний мир. Как так получается, я не знаю. Думаю, что Бог его хранит.  

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах