Два поэта
Олег Робинов у руля есенинского музея в Москве встал не так давно — в 2023 году. При этом он и до этого был достаточно известным человеком в московских и питерских культурных кругах. Робинов – авторитетный специалист в области исследования жизни и творчества другого легендарного русского литератора – Николая Гоголя, соведущий программы «Монастырская кухня» на Спас ТВ. Но сегодня его имя чаще всего называется именно в связке с Сергеем Есениным, в московском музее которого он запустил процесс преобразований. В Челябинск Робинов также приехал по есенинским делам — на площадке Исторического музея Южного Урала открыл уголок, посвященный отношениям и творчеству двух известных поэтов начала прошлого века — Есенина и Маяковского.
— Вы привезли в Челябинск какую-то часть экспозиции музея Есенина?
— Скорее, какую-то часть нашего интеллектуального труда. Им мы заняли небольшой уголочек в прекрасном здании Общественного Собрания, входящего в Исторический музей Южного Урала. Многие считают, что выставка — это то, что поставили и на него можно посмотреть. Но я за то, чтобы выставка жила. Каждую из них должна окружать какая-то насыщенная программа. Поэтому мы привозили в Челябинск в мае не только выставку, но и мастер-классы и лекции. Сама выставка посвящена взаимоотношениям Есенина и Маяковского. Тема эта неоднозначная, сложная. Есенин говорил Маяковскому, что «у вас нет Родины». Маяковский тоже высказывался порой жестко. Экспозицию мы оживляли с помощью приемов современного искусства. В Москве она, конечно, представлена более глобально. Когда посетитель только заходит, видит на стенах реплики поэтов, посвященные друг другу. Поэты примирились, по сути, друг с другом только после смерти, когда их стихи начали печатать в одних и тех же сборниках. То, что не могло произойти при их жизни, произошло после ее окончания.
— У вас же есть личная, семейная ниточка, связывающая вас с Сергеем Есениным?
— Мой прадед — скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков — был дружен с Сергеем Есениным. Они познакомились в Москве, в мастерской прадеда, которая в то время была местом встреч многих творческих людей. Сергей Тимофеевич был очень музыкальным человеком, он создавал не только скульптуры, но и музыкальные инструменты, многие его скульптурные композиции тоже звучали в прямом смысле этого слова. Именно с музыки и началось знакомство Есенина с Конёнковым.
Музей выходит в город
— Когда вы пришли в руководство музеем Есенина — это уже была состоявшийся музей. Сложно ли запускать процесс изменений в таких условиях?
— Достаточно большой и сложный научный вопрос: сколько лет может прожить экспозиция, оставаясь при этом интересной посетителям. Это касается и есенинского музея. Наука не стоит на месте, появляются новые исследования о его жизни, творчестве, возникают новые взгляды. Например, одно из последних направлений — это разговор о его религиозных исканиях — тема, о которой ранее практически не говорилось. Многих продолжает волновать вопрос смерти Есенина. На мой взгляд, это и многое другое должно найти отражение в работе музея поэта. Нынешняя экспозиция создавалась в середине 90-х годов прошлого века. Тогда многое делалось на скорую руку, по определенному сценарию. Сейчас же средства показов музейных экспонатов меняются. Я считают, что пять-шесть лет для музейной экспозиции — это уже срок, после которого стоит задумываться о ее смене. У нашего музея два здания. И сейчас мы работаем, чтобы одну экспозицию изменить, а на другой площадке — с нуля создать новую.
— Был период, когда между словом «музей» и словом «консервация» можно было ставить знак равенства. Но вдруг все забурлило в музейном мире. Когда бурление запускается в больших музеях с большими пространствами и закромами, как и за счет чего это сделать, более-менее ясно. Но что революционного можно придумать в маленьком музее?
— Не секрет, что многие (практически все) музеи отдают периодически свои площадки под проведение каких-либо мероприятий. Мне кажется, что в этом и кроется одна из возможностей изменений для мономузеев. Мы, например, приняли решение отдавать площадку под работу молодежных театров. Их уже три у нас, их репертуар расширяется, они у нас встречаются, репетируют, развиваются. Но есть нюанс: у нас в музее есть герой, есть эпоха, есть круг проблем, который волновал при жизни Есенина, и мы подталкиваем театральные коллективы учитывать это в своих работах.
Сама же музейная экспозиция должна отвечать запросам современного посетителя. Например, сегодня в тренде интерактивность. Человек привык получать опыт и впечатления, если в чем-то поучаствовал, что-то покрутил, что-то потрогал… В образовании это называется системно-деятельностный подход, когда меньшую часть урока говорит учитель, а большую часть — говорит и что-то делает ученик. Я считаю, что современный музей должен полностью отвечать этому подходу и организовывать то, что называется еще одним скучным термином — «параллельная программа». Те же лекции или театральные перформансы значительно оживят любую экспозицию. У музея всегда есть возможность привлекать прекрасных спикеров, лучших актеров, других героев, мнение которых важно для целевой аудитории музея.
Для нашего музея сегодня важна такая целевая аудитория как молодежь, мы стараемся работать на них. А чтобы попасть в тех, кто помладше, нужно целиться в тех, кто постарше. Кто является авторитетом, к примеру, для старших школьников, за кем они пойдут? За тем, кому сегодня 18-20 с хвостиком лет. Делая на музейной площадке то, что интересно студентам, мы попадаем в интерес и старших школьников.
Также, чтобы музей стал интересным, мне кажется, нужно, чтобы не город пришел в музей, а музей вышел в город. Музей вокруг себя должен захватить все городское пространство, чтобы у человека просто выбора не было — ему надо зайти в музей. Ему об этом кричит каждое здание вокруг. Для этого необходимо искать партнеров среди других культурных учреждений. И так могут образовываться на первый взгляд очень странные связи. Музей Есенина, например, сейчас начинает сотрудничество с музеем Гулага. Совместный проект посвящен тому, что было после смерти Есенина. В маховик репрессий попали многие друзья и близкие поэта. Так, в 1937 году был расстрелян сын Есенина по делу о покушении на Сталина. Была репрессирована вся крестьянская поэзия. Вот сейчас мы разрабатываем такую экскурсию, которую можно будет приобрести как продукт на два музея, начать ее в нашем музее, а продолжить в музее Гулага. У нас можно будет увидеть, как реагировал Есенин на те или иные политические события и реакции эти подчас очень интересные. Исследователи сегодня иногда говорят, что революция не вписывалась в огромный мир Есенина.
— А что вы считаете своей главной задачей в музея Есенина?
— Знаете, у нас принято часто говорить, что они любят творчество Есенина. Но просишь что-нибудь из него процитировать, а тебе вдруг читают сроки Пушкина. Есенин всем близок, но многим непонятен. Наша задача одно с другим примирить.