МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Механическая магия: сразу после премьеры «Балаганчик» стал легендой

Челябинский театр кукол им.Вольховского бомбанул: спектакль «Балаганчик. по мотивам произведений А.Блока. БлокНот романсов» уже после премьеры всколыхнул театральные круги города. О нем говорят, о нем спорят, его обсуждают. Поделюсь личным опытом знакомства с удивительным миром, созданным кукольником Виктором Плотниковым и композитором Татьяной Алёшиной.

В спектакле живые актеры взаимодействуют с механизмами. Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Честно говоря, на «Балаганчик» я шёл, несколько отравленный предыдущим опытом. Года полтора назад я посмотрел в Кукольном «Дона Жуана» в постановке Александра Янушкевича. Перед этим я встречался с командой и сам Янушкевич, и художник-постановщик Антон Болкунов, и драматург Алексей Гончаренко оказались очень милыми ребятами, очень интересно мыслящими, горящими театром… Тем горше оказалось моё разочарование от постановки.

Дело в том, что сама идея, лежащая в фундаменте спектакля, на старте казалась увлекательной, но её воплощение показало, что, скорее всего, она порочна и нереализуема. Янушкевич сотоварищи решили собрать все тексты о Великом Соблазнителе – а их в мировой литературе предостаточно – и сшить из них некую историю. Получился некий кадавр, похожий на чудище Франкенштейна, разваливавшийся по ходу пьесы на куски, как земляной ком.

Ладно бы, если бы спектакль делали любители, так нет! Горечь непередаваемая, если честно. Впрочем, каждый имеет право и на творческий эксперимент, и на неудачу. Святых здесь нет. В общем, одолеваемый примерно такими мыслями я пришёл в Кукольный. Угрюмо прошёл в малый зал. А дальше… Такого эстетического опыта я не переживал ни до, ни после. Виктор Плотников действительно воплотил в «Балаганчике» весь тот опыт и знания о куклах, которые накопились за его 35-летнюю творческую карьеру.

«Балаганчик» – настоящая энциклопедия кукольного театра. Кукольники часто говорят, что их театр не имеет границ и намного превосходят в своих возможностях театр драматический. Но слова – словами, а вот увидеть эту магию на малой сцене с расстояния в пару метров… Нечто завораживающее. Сорок пять минут пролетели как один вдох.

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Это при том, что я не люблю символизм, равнодушен к творчеству Блока вообще и к поэзии в частности. Я не люблю декаданс. Но кудесник Плотников собрал воедино и мистику Петербурга, и «песенки» Вертинского, и саму квинтэссенцию символизма так, что вся эта мистерия лупит прямо в сердце как кумулятивный снаряд. Алогичное и бессюжетное повествование минует ratio и падает прямо в душу, глубоко-глубоко к области архетипов и магического мышления.

Плотников собрал четыре сложнейших механизмоида, наполненных таким количеством деталей, что просто сложно пересказать. Трубочки, веревочки, проволочки, зубчатые колеса, передачи и шкивы, части музыкальных инструментов, зеркала и линзы – это настоящее Искусство. Это – гимн Искусству. 

Отдельно хочется сказать о плотности и насыщенности музыкального полотна, которое написала и частично сыграла Татьяна Алёшина. Хочется, но не можется. Потому что такое единство механики, актерской игры и музыки просто трудно вообразить. Такая творческая синергия – редка, как… Я не знаю… Как белый павлин.

Татьяна Алёшина рассказывает о работе над спектаклем. Фото автора

Татьяна Алёшина поделилась секретом сотворчества:

– У Виктора свой уникальный мир, и я его хорошо знаю — мы работаем вместе с 1981 года. Я понимаю, что он делает, и тот мир, который он создаёт, мне близок. Я легко в него вхожу и чувствую, что нужно. Вероятно, и он так же относится к моей музыке. Когда он просит меня что‑то сделать, то, наверное, уже рассчитывает на мой стиль и подход. Он показывал мне все эскизы, весь свой альбом, всю «машинерию».

Композитор рассказала, что подготовка к спектаклю шла, как говорится, «по всем фронтам»:

– Мы ходили в музей Блока, чтобы прочувствовать атмосферу. Видели там лодочку, которую Блок сам мастерил — она была на паровом двигателе. В общем, старались проникнуться духом места. Петербург, конечно, нам и так хорошо знаком. Мне кажется, у нас получился именно «блоковский балаганчик» — не буквальная иллюстрация его пьесы, а именно балаганчик по характеру, образам, общему мироощущению и абсурду. Передать абсурд его пьесы — задача непростая. Здесь важно не пытаться понять всё логически, а погрузиться в атмосферу, почувствовать её. Мы старались создать особый пространственно‑звуковой и зрительный мир. Я думаю, он эмоционально воздействует на зрителя.

Посочувствовала она и актёрам, которым пришлось воплощать на сцене сложнейший замысел режиссёра:

– Для актёров задача оказалась непростой. Летом я приезжала на репетиции, и тогда они просто пели песни. Сейчас же им приходится ползать, кувыркаться, управлять «космическим кораблём» — нужно всё это соединить и скоординировать. Думаю, когда актёры начнут чувствовать себя свободно, зрелище получится интересным.

Лиза Борок. Фото автора

Елизавета Борок, исполнительница роли Арлекина, рассказала, как труппа готовилась к премьере:

— Главная сложность заключалась в том, чтобы совместить управление куклами, с которыми мы впервые работали, и вокальную партию. Нужно было следить за тем, чтобы всё было исполнено правильно — и пение, и взаимодействие с куклами. Мы долго учились координировать эти действия. Мы начали репетировать ещё в прошлом году — собирались вместе, отрабатывали партии. К апрелю мы их уже хорошо знали. Но с системами кукол мы познакомились буквально за десять дней до премьеры — до этого мы знали лишь пару номеров, с какими куклами будем работать. Для меня это было удивительно и немного пугающе.

Виктор Плотников рассказал, что именно вдохновило его на такую сложную и многослойную постановку:

– Меня всегда привлекала тема, которую позволяет раскрыть театр кукол — сочетание живого и мёртвого. Как в сказках: живая и мёртвая вода. Удивительно, но механистическая вещь — с моторчиками, с железной фактурой — порой вызывает больше живых эмоций, чем подражание живому. Я всегда люблю идти от противного: громко может быть только то, что молчит, и наоборот.

Виктор Плотников поправлял работу механизмоидов во время прогона. Фото автора

Рассказал маэстро и о причинах бессюжетности «Балаганчика»:

– На самом деле меня никогда не привлекал сюжет как таковой. Все эти 30–40 лет я искал ответ на вопрос: вот есть объект, собранный из деревяшек и железячек — как он может со мной общаться? Как сделать так, чтобы я ему поверил? На каком языке он говорит? Как он двигается? Эту проблему я всегда решал для себя. При этом я предполагал, что есть зрители, которым это тоже интересно. Я никогда ставил спектакли ради чьей-то заинтересованности — просто надеялся, что придут люди, которым будет важно то, о чём я хочу с ними поговорить.

Лиза Борок считает, что потенциал спектакля будет раскрываться постепенно:

– Спектакль только на начальной стадии. Думаю, это значимое событие для Челябинска.

От себя добавлю, что, безусловно, «Балаганчик» – зрелище для подготовленного зрителя. Тут нужно немножко знать и площадной театр, быть в контексте театральной истории и театрального мифа, понимать контекст. И тогда всё это распакуется в нужный момент и подарит очень тонкое удовольствие. 

Хочется искренне пожелать этому удивительному спектаклю долгой жизни, несмотря на всю сложность машинерии. Впрочем, те механизмоиды, что создал Плотников, уже останутся памятником любви к высокому театральному искусству.

Обратите внимание, возрастной ценз: 16+

Ранее по теме: «Балаганчик»: челябинцев ждет 45 минут музыкальной магии.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах