В свежем выпуске авторского аудиоподкаста «Так культурно» ведущая Наталья Малышкина провела содержательную беседу с создателем «Балаганчика» Виктором Плотниковым, где он раскрыл своё творческое кредо.
Об особенностях кукол
– Моя привязанность к кукольному театру объясняется возможностью полной творческой свободы. В этой сфере я не признаю никаких ограничений — здесь доступно воплощение любых замыслов. Речь идет о театре, существующем в моем сознании, независимо от географического места — будь то Челябинск, Петрозаводск или любой другой город.
В моем внутреннем театре множество сложных творческих задач, над решением которых я работаю годами. Это специфические вопросы: что представляет собой кукла, как выстроить с ней диалог, каким образом неодушевленный предмет передает мысли? Кукла — не копия человека, о чем справедливо говорил классик Образцов. Он точно подмечал: когда актеры жалуются, что кукла не может почесать за ухом или двигается неестественно, проблема не в кукле, а в том, что артист не понимает ее природу и пытается наделить несвойственными действиями.
Я работаю в одиночку, поскольку убежден: в кукольном театре драматургия рождается из возможностей самой куклы. Выбрав сюжет, например «Кармен», я создаю персонажа и постепенно понимаю, что он способен делать, а что — нет. В спектакле «Квин Пикс» все построено на марионетках, где каждое движение — переход из одной позы в другую с последующей фиксацией. Это сродни балету, а не имитации человеческой пластики. Кукла из ткани и дерева живет по своим законам, которые по-настоящему открываются только в процессе создания. Когда своими руками делаешь персонажа, рождаются новые сцены — ты точно знаешь, что именно эти куклы должны сделать, без ничего лишнего.
Пратеатр
– Однажды я услышал высказывание циркового режиссера Гневушева о существовании трех форм пратеатра. К ним относятся опера, цирк и театр кукол. Опера представляет собой мистерию, кукольный театр — мир условностей, а цирк — уличное площадное действо. Все остальные формы, включая вербальный театр, балет или современный танец, могут исчезнуть как унесенные ветром. Но эти три первоосновы останутся неизменными.
Когда я перешел из большого театра в камерный, а затем вернулся обратно, суть моей работы не изменилась. Помню историю о художнике, который вбивал золотые гвоздики в подошву куклы. На вопрос, зачем это делать, если никто не увидит, он ответил: "Но я-то знаю". В этом и заключается суть — в соединении, казалось бы, несочетаемого.
Задача художника в театре остается фундаментально простой: организовать взаимодействие между пространством и небольшой фигурой, чтобы она притягивала к себе внимание. Неважно, происходит это на столе, большой сцене или во время фестиваля у озера. Главное — установить взаимосвязь между пространством и формой, в этом и состоит настоящая работа.
Финита ля комедиа
– Это моя заключительная театральная работа. Когда-то ранее, завершив период работы с магическим театром, я собрал труппу и объявил об уходе из профессии. Мне не поверили, но следующие пять-семь лет я действительно занимался совершенно иной деятельностью — создавал механических кукол-автоматонов, писал книги, посвятив время саморазвитию.
Как мы уже отмечали, театр требует особого внутреннего настроя. Это подобно военному искусству — территория молодых. Я намерен уйти не потому, что исчерпал возраст, а потому, что выразил всё, что хотел. Не желаю превращать творчество в рутину, в механическое продолжение деятельности.
Тридцать пять лет назад я начал работу над «Балаганчиком». Первые эскизы и замыслы появились именно тогда. Мой институтский педагог говорила нам, молодым студентам, стремившимся создать нечто невиданное: «Витя, пойми — всё уже было». Постижение искусства — это длительный процесс: нужно изучить наследие предшественников, прожить собственную жизнь и лишь затем попытаться синтезировать уникальное высказывание.
Сейчас я подвожу итог — «Балаганчик» стал концентрацией всего моего опыта. Заранее предупреждаю театр: это чрезвычайно сложная работа. И технически, и содержательно. Каждый эпизод — это трехминутный романс, законченная история, которую нужно прожить и завершить в строго отведенное время. Артистам предстоит одновременно петь, играть и взаимодействовать с объектами, преодолевая привычные театральные условности.
О музыке
– Хочу особо отметить, что музыкальное сопровождение создала Татьяна Алёшина. Наше творческое сотрудничество продолжается уже сорок пять лет — с 1978 года, когда я, только окончив школу, пришел работать в театр и мы познакомились.
Татьяна — композитор серьезного дарования, создающая глубокие и сложные партитуры. В отличие от моих предыдущих работ, где иногда присутствовала доля иронии, как в той же опере «Квин Пикс» с ее отстраненно-балаганной стилистикой, здесь речь идет о тонком и проникновенном произведении. Именно поэтому я обратился к Татьяне с просьбой написать эту музыку.
Содержательная канва спектакля лаконична. Два персонажа — Пьеро и Арлекин — находятся в поисках Прекрасной Дамы. Существует ли она в действительности, достижимо ли прекрасное — эти вопросы остаются открытыми для зрительского восприятия. Спектакль не дает готовых ответов.
По своей структуре это целостное музыкальное произведение. Сорок пять минут сценического действия представляют собой непрерывное звуковое полотно. Здесь отсутствуют паузы, вербальные тексты и элементы разговорного театра. Единственным словесным источником стали тексты Блока, органично вплетенные в музыкальную ткань.
Ранее по теме: В Челябинском театре кукол представят премьеру «Балаганчик».