МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Кремлевские истории: Как Челябинск стал принимать царские выставки

Последний месяц внимание любителей истории на Южном Урале приковано к выставке «Царь и Патриарх» Музеев Московского Кремля в Челябинске. О том, как складывались отношения южноуральского региона с именитым столичным музейным пространством, действительно ли только челябинцы могут увидеть некоторые артефакты, и какую выставку москвичи хотят привезти в Челябинск на будущий год, в разговоре с министром культуры Челябинской области Алексеем Бетехтиным.

Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск")

Беседа с главным по культуре в Челябинской области состоялась в рамках программы «Факты и Артефакты» — совместного проекта Гранада ТВ и Государственного исторического музея Южного Урала. Мы представим наиболее интересные отрывки из этого интервью.

Сакральное место

— Восьмой раз Музеи Московского Кремля привозят свои выставки в Челябинск. Алексей Валерьевич, каким образом челябинцам удалось выстроить столь долгоиграющие отношения с музейным пространством всероссийского уровня?

— Вообще эти отношения у нас зародились давно. Если  помните, когда-то наш замечательный музей был краеведческим, а когда его решили преобразовать в Исторический, столкнулись с тем, что здание-то есть, а экспозиции собственно нет. Чтобы ее оформить нужно было еще, как минимум, год. Встал вопрос, а чем открывать? Тогда и родилась мысль, что открывать надо лучшим музеем. А лучший музей — это Музей Кремля. Он знаковый, потому что Кремль — место сакральное для всех нас. Тогда я и поехал знакомиться с Еленой Юрьевной Гагариной.

Разговор был непростой, до открытия нашего музея оставалось месяца три. Но нам пошли на встречу. Таким образом, первая выставка, которая прошла в нашем Историческом музее, была выставка Музеев Московского Кремля.

А через некоторое время в разговоре с Еленой Юрьевной, появилась идея, а не сделать ли серию. Так мы  вышли на первое семилетнее соглашение. А сейчас уже подписано соглашение на следующие семь лет.

— Семь лет для действия соглашения — срок достаточно серьезный. Но почему был выбран именно вот такой нестандартный промежуток времени?

— Хороший вопрос, у которого тоже есть своя история. Когда мы вели переговоры, о том, на какой срок подписывать соглашение, звучали разные варианты. Три года показалось мало, десять лет — много. Пытались найти какой-то компромисс. Я говорю, ну было бы замечательно 6 лет. Елена Юрьевна вдруг замечает, что 6 — это женская цифра, а это в отношении Челябинской области было бы не совсем правильным. Я удивился, а каким образом определяются женские и мужские цифры? Мне в ответ: четные  — это женские, а нечетные — мужские. Так вот и появилась цифра «7».

Министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск")

— Подготовка таких выставок — история долгая.

— Конечно, проводится большая работа. Специалисты, работающие в Музеях Московского Кремля, предлагают темы. Под них собирается предметный ряд, смотрится что возможно достать, что вывезти, что нужно реставрировать…  Это тоже очень большой, кропотливый труд, на него примерно до полутора лет уходит.

— То есть специально под Челябинск даже проводятся реставрационные работы с конкретными экспонатами?

— Да, и это практически к каждой выставке делается, ведь какие-то предметы вообще впервые покидают Кремль, как, например, на нынешней выставке «Царь и Патриарх».

В ожидании сапфиров

— Вопрос банальный, но вполне закономерный, а из этих восьми выставок лично вас, какая прямо зацепила? Понятно, что они все прекрасные, но все равно же что-то отзывается больше, что-то меньше.

— На самом деле в каждой выставке есть то, что потрясает. Не просто восхищает, а именно потрясает. А в целом на данный момент, пожалуй, самое уникальное, на мой взгляд, представлено на выставке, которая проходит в Челябинске прямо сейчас — «Царь и Патриарх». Многие экспонаты оттуда могут быть просто выставлены как отдельный предмет, стать центром отдельной выставки. Например, золотой кубок Бориса Годунова, или часы Петра Первого, которые были с ним в его походах и путешествиях.

— Эта выставка будет находиться в Государственном Историческом музее Южного Урала практически до середины января. Но работа над следующей выставкой Музеев Московского Кремля, судя по всему, уже началась. Известна уже ее тема?

— Это хранилось за семью печатями до момента, как Елена Юрьевна приехала в Челябинск, чтобы открыть выставку «Царь и Патриарх» и объявить тему следующей. Такова у нас традиция — на открытии выставки именно директор Музеев Московского Кремля анонсирует будущую экспозицию. Теперь уже можно сказать, что в 2026 году в основе кремлевской выставки в Челябинске будут сапфиры, как символ царственной власти.

Существует целый сонм легенд и вопросов, связанных с сапфирами. Какими путями они попадали во двор, что олицетворяли, какую сакральность несли, как вписывались в украшения царских одежд. Очень серьезная и очень интересная история. В Челябинск будут привезены уникальнейшие и драгоценнейшие вещи.

Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск")

Нам интересны, мы интересны

— Если говорить о других российских музеях, я вот наблюдаю, что в нашем Историческом музее то открывается выставка музея Есинина, то приезжает ямальская экспозиция с мамонтенком Любой. Это результат целенаправленной работы также как и с кремлевскими музеями или это относительно разовые истории?

— Не разовые. Мы за Любушкой, например, в очередь несколько лет стояли. В работе с любыми музеями (особенно знаковыми) есть несколько составляющих. Первая — возможность музея принять ту иди иную выставку. Это определяет, например, вопрос оборудования, которым насыщен музей, в том числе и по поддержанию температуры, влажности. Вторая  — это результат индивидуальной работы с музеями. Нередко здесь работают личные связи.

— Может быть поделитесь, кого бы хотелось привезти к нам еще?

— В России много прекрасных музеев, многие экспозиции хочется в Челябинской области увидеть. Например, есть Музей декларативного прикладного искусства, мы с ними сейчас ведем переговоры. Есть желание показать их выставку на базе усадьбы Демидовых в Кыштыме. Вообще масса музеев, которые интересны нам. Например, в Свердловской области.  

— А едут ли наши музеи с гастролями в другие города и веси?

— Выставляться на территории Челябинской области для местных музеев — это обязательная программа. Но, насколько я помню, мы не делали каких-то полноценных выставок за пределами региона. При этом мы очень часто участвуем своими экспонатами в каких-то больших выставках. Например, отправляли их в Исторический музей, который находится на Красной площади в Москве.

У нас, конечно, модельный ряд не такой как у Музеев Московского Кремля, но, тем не менее, есть что показывать. Из истории отечественной атомной промышленности, например. В регионе уникальные вещи хранятся связанные с Курчатовым. Есть, что показать в других регионах Каслям, Златоусту. Они вполне бы могли собирать из своих фондах полноценные выставки.

— А метеорит наш не просят возить?

— Просят, но метеорит мы не возим. Он  довольно хрупкий у нас. Тяжелый и хрупкий. Но фрагменты метеорита мы периодически направляем на разные выставки.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах