Кельтский след
Вообще, появление кольчуги вызывает немало споров в научной среде. Разнятся и время, и место появления этого типа защиты воина. Кто-то кивает в сторону персидских земель, кто-то указывает то на Ассирию, то на скифов, кто-то уверенно заявляет о кельтском следе.
«Действительно, авторы, которые были погружены в эту проблематику, писали порой о разном происхождении кольчуги, — говорит Алексей Шапиро, художник-реставратор Государственного исторического музея Южного Урала. — Но сейчас многие исследователи сошлись на том, что кольчуга появилась в Европе, и есть большая вероятность, что она была изобретена кельтами. Потом ее подхватили римляне, развили ее, усовершенствовали и использовали вплоть до Поздней Античности. В эпоху Средневековья моду на этот тип защиты подхватили многие народы Евразии, и она распространилась от Атлантики до Дальнего Востока».
Есть версия, что в истории кольчуги есть и потусторонние страницы. Например, шаманы в своей одежде издревле использовали различные украшения, в том числе и кольца. А впоследствии люди додумались, что эти кольца могут быть не только украшениями, но, если их скрепить определенным образом, способны защитить хозяина от ударов. В этой версии, думается, есть соль. Кольчатые украшения находят у целого ряда древних народов, например у этрусков. Их часто использовали как подвески на пояс. Но это не было все-таки на тот момент элементом защиты, а носило именно декоративную функцию.
По-видимому, в русском языке слово «кольчуга» появилась к концу XV — началу XVI века. Скорее всего, заимствован термин был из Польши. До этого времени на Руси железная рубаха из колец называлась «броня». Именно этим словом русские обозначали кольчатый доспех.
Возможность выжить
В чем же главное отличие кольчуги от других видов защиты? Так называют доспех, сплетенный из колец, как правило, по схеме «четыре в одно» (есть и другие схемы). Это, по сути, рубашка из колец, которая может быть как с длинными, так и с короткими рукавами. В среднем на такой «рубашке» было около 15 000 — 20 000 колец. Но подчас их насчитывалось куда больше. Наши эксперты говорят, что встречаются кольчуги из 30 000 и из 50 000 колец. Чем меньше кольцо, тем их больше в защите.
Какая же кольчуга была более эффективна в бою? Специалисты считают, что необходимо при ответе на этот вопрос учитывать не только размер кольца, но и толщину проволоки, способ крепления. Есть мнение, например, что лучше защищала кольчуга, у которой все кольца были клепаные, чем та, у которой четыре кольца были цельными. Но заметим, что с такими выводами согласны не все.
Ясно, что кольчуга не была спасением для хозяина в каждом случае. Если от скользящего удара мечом или саблей она должна была защитить, то при ударе, например, топором, скорее всего, была бесполезна. Не защищала она и от стрелы, выпущенной в воина в упор, но если та была на излете, была надежда, что кольчуга давала человеку возможность уберечься.
Кольчуга казака
В Государственном историческом музее Южного Урала сегодня хранятся несколько старинных кольчуг. Попали они в музейные экспонаты разными путями, порой очень замысловатыми. Какие-то железные рубахи доставали из кладов, какие-то передавались родственниками воинов, которых она защищала. Многие из них серьезно потрепало время.
«У нас в коллекции есть пять предметов защиты воина, которыми мы очень сильно гордимся, — рассказывает Ирина Ивлиева, главный хранитель Государственного исторического музея Южного Урала. — Это четыре кольчуги XV — XVII веков и одно боевое наголовье XV — XVI веков. Все эти предметы к нам пришли из старых фондов, то есть поступили в первые годы работы музея. Например, так называемая кольчуга казака появилась в фондах в 1926 году. Она была куплена за четыре рубля директором музея Иваном Гавриловичем Гороховым в одном из сел современного Еткульского района. Владельцем ее был Александр Лукич Турковский. Кольчуга хранилась у него дома и считалась семейной реликвией».
К слову сказать, именно с кольчугой казака связана история появления в Челябинске умения реконструировать старинную броню. Изначально работники музея считали, что кольчуге этой не так уж и много времени — относили ее создание к XVII — XIX векам. Однако когда взялись за ее восстановление и погрузились в мельчайшие детали защиты, поняли, что ей куда больше лет. Сегодня временем ее создания считают XVI или XVII век. Указали на это особый крой и тип колец. Кстати, количество колец в кольчуге Турковского немало, реставраторы насчитали их около 27 000.
«Работа реставратора начинается с исследования, — говорит Алексей Шапиро. — Мы изучаем, как попал предмет в музей, какие есть о нем сведения, документы, погружаемся в технологию изготовления кольчуги, после чего смотрим на ее сохранность. На этом этапе, например, работая с кольчугой Турковского, смотрели, насколько она коррозирована, какие имеет утраты. Потом начали пробные работы на небольших участках. Отмечу, что постоянно делалась фотофиксация, как до реставрации, так и в процессе».
«Пробник» действительно очень важный элемент работы реставратора. Несмотря на то что по реставрации металла написан не один десяток учебников, казалось бы, все методы давно изучены и отточены, каждый исторический предмет имеет свои особенности, поэтому без индивидуального подхода не обойтись. Ведь то, что возродит один предмет, другой — может уничтожить. С челябинской броней реставраторам пришлось серьезно повозиться.
— Кольчуга казака к моменту реставрации была полностью проржавлена, — говорит Алексей Шапиро. — Слой ржавчины был очень плотный и полностью закрывал все кольца. Он скрывал заклепки, из-за чего было непонятно, где кольца целые, а где нет. Кроме того, у кольчуги были многочисленные утраты, подол практически весь из-за этого разошелся. Не исключено, что утраты у кольчуги были и боевые.
Для восстановления утрат Государственный исторический музей Южного Урала привлекал известного московского реконструктора Сергея Веретельникова. Он сделал около пятисот колец, которые были максимально похожи на оригинальные. Кольца, к слову, были созданы не совсем круглые, а слегка овальные, чтобы быть близкими к оригиналу. Дело в том, что овальные кольца имеют свойство растягиваться как по горизонтали, так и по вертикали — это позволяло адаптировать кольчугу к фигуре конкретного человека.
«Реставрация таких кольчатых доспехов — вещь сама по себе уникальная, — говорит Алексей Веретельников, магистр богословия, священник, мастер-кольчужник, реконструктор, ведущий группы «Кольчужное кружево». — Состояние кольчуги казака до реставрации было просто ужасающим. Мы имели не просто какие-то прорехи — отсутствовали целые лоскуты, были разрывы, что приводило в негодность предмет и не давало возможности экспонировать эту кольчугу. Поэтому и было решено восполнить утраты новодельными кольцами. Мы сделали кольца, которые были максимально похожи на исторические, но при этом они не были заклепаны, чтобы было можно в любой момент их развести и убрать новодел. Кольчуга эта сама по себе очень интересная и состоит практически из трех типов колец. Наиболее древнейшие из них относятся как минимум к XVII веку. Это так называемые кольца с зубцом, он был необходим, чтобы кольцо как можно меньше прокручивалось вокруг своей оси. Такие кольца были распространены на Востоке. Именно такие кольца, чтобы заделать утраты, я и изготовил».
Сегодня кольчуга казака — очень востребованный экспонат. Она участвует во многих выставках, давая возможность современникам почувствовать вкус истории. И все это благодаря сотрудничеству челябинских реставраторов и московского реконструктора. А тем временем в Государственном историческом музее готовятся реставрировать и другую кольчугу, которая попала в фонды в 20-х годах прошлого века, а ранее, судя по всему, была найдена в кладе под Уфой.